Историко-этнографический аспект исследования традиционного татарского музыкального инструментария: от истоков до начала XVI века

Автор: Салитова Фэридэ Шарифовна

Журнал: Сервис plus @servis-plus

Рубрика: Культура и цивилизация

Статья в выпуске: 4 т.14, 2020 года.

Бесплатный доступ

Истоки музыкально-инструментальных традиций татарского этноса, формировавшегося преимущественно в регионе Среднего Поволжья, восходят к общетюркским архаическим формам художественного творчества. Это подтверждают византийские историки. Наиболее древние татарские музыкальные инструменты - атрибуты охотничьего и пастушеского быта из разнообразных природных материалов. Средневековые исторические источники и археологические данные подтверждают бытование в культуре булгар, стоявших у истоков татарского этноса, общественно значимых видов эпической, мемориальной, духовной, военной и развлекательной музыки. На протяжении XIV - первой половины XVI веков обиход татар входили общетюркские музыкальные инструменты сурна, бургу, нокара (духовая группа), най, кобуз (струнная группа), томбур (ударная группа). Музыканты применяли в своей творческой практике и классические восточные музыкальные инструменты. В средневековой Казани событиями общенародного характера являлись музыкально-поэтические состязания с участием музыкантов-инструменталистов. Правители покровительствовали творчеству, ориентированному на элитарную светскую художественную культуру исламского Востока. Ее носители были в числе придворных музыкантов. К XVI веку музыкально-инструментальное творчество татарского народа сформировалось в целостную и разветвленную систему, представляющую собой комплекс разнообразного инструментария как самобытного, так и инонационального происхождения, востребованного в различных видах народного и профессионального творчества.

Еще

Средневековье, регион среднего поволжья, становление региональных этнических традиций, татарские музыкальные инструменты

Короткий адрес: https://sciup.org/140249938

IDR: 140249938   |   DOI: 10.24411/2413-693X-2020-10411

Список литературы Историко-этнографический аспект исследования традиционного татарского музыкального инструментария: от истоков до начала XVI века

  • Ахунов А.М. История татарской музыки URL: http://kitap.net.ru/ahunov6.php (дата обращения: 07.12.2019).
  • Габяши С.Х. Отчет экспедиции по изучению народного творчества (1931г.). Научный архив Отдела рукописей и текстологии Ин-та яз., лит. и иск. АН РТ. Ф.60. Оп. 1. Ед. хр. 11.
  • Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов: О народах татарского племени и других не решенного еще происхождения северных сибирских. СПб: Типография Ивана Глазунова, 1799. Ч. 2. 178 с.
  • Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах Абу-Али-Ахмеда бен Омар Ибн-Даста / Пер. Д.А.Хвольсона. СПб: Акад. наук. 1869. ХIV. 199 с.
  • Казанская история / Подг. текста, вступ. ст., прим. Г.И.Моисеевой; под ред. В.П.Андрианова-Перетц. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1954. 195 с.
  • Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921 - 922 гг. Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 1956. 347 с.
  • Макаров Г.М. Позднесредневековая музыкально-инструментальная культура татар // Историко-этнографический атлас татарского народа. М.: Атлас, 2008. С. 121 - 147.
  • Менандр // Византийские историки / Пер. и прим. Г.С.Дестуниса. СПб, 1860 // URL: http:// www.krotov.info/acts/05/marsel/ist_viz_00.htm (дата обращения: 03.01.2020).
  • Мошков В.А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края // Известия О-ва археологии, истории и этнографии при Импер. Казан. ун-те. Казань: Типо-литография Импер. Казан. ун-та, 1895. Ч.2. Вып.1. 67 с.; 1901. Ч. 3. 43 с.
  • Нигмедзянов М. Вайнер И. Музыкальный инструмент из Нового Сарая // Советская археология. 1965. №2. С. 282 - 283.
  • Нигмедзянов М.Н. Татарские народные музыкальные инструменты // Музыкальная фольклористика. Вып. 2. 1978. С. 266 - 297.
  • Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям России. СПб: Импер. Акад. наук, 1773. Ч. 1. 657 с.
  • Путешествие Абу Хамида-ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131 - 1153 гг.) / Публикация О.Г.Большакова и А.Л.Монгайта. М.: Наука, 1971. 136 с.
  • Путешествие в Восточные страны Плано Карпини и Рубрука / Под ред. Н.П.Шастиной. М.: Географгиз, 1957. 270 с.
  • Филиппов Г.А. Татаро-чувашские девичьи хороводы в Тетюшском и Цивильском уездах Казанской губернии. Инородческое обозрение. Казань. 1915. Кн. 10. С. 752 - 760.
  • Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Казань: Фонд ТЯК, 1991. 210 с.
  • Халитов Р.Ф. К изучению татарского народного инструментария // Музыка и современность: актуальные вопросы татарской музыки. Казань: Ин-т яз., лит. и истории им. Г. Ибрагимова, 1980. С. 117 - 125.
  • Хлебникова Т.А. Гончарное производство волжских болгар Х - начала ХШ вв. // Труды куйбышевской археологической экспедиции. М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 152.
  • Яковлев В.И. Традиционные музыкальные инструменты Волго-Уралья. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. 320 с.
  • Gabain von A. Codex Cumanicus'un dili // Akalın M. Tarihi tűrk şiveleri. Ankara: Ankara Űniversitesi Basımevi, 1988. S.67 - 109.
Еще
Статья научная