Историко-герменевтический очерк философии фальсафа на примере «княжьих зерцал» (наставления правителям) Абу-Хамида Мухаммада аль-Газали ал-Туси: семный анализ

Автор: Конурбаев Марклен Эрикович, Конурбаев Салават Маркленович

Журнал: Сервис plus @servis-plus

Рубрика: Культура и цивилизация

Статья в выпуске: 4 т.8, 2014 года.

Бесплатный доступ

Серия статей «Историко-герменевтический очерк философии Фалъсафа» посвящена изучению труда Абу Хамида Мухаммада алъ-Газали ал-Туси «Насихат алъ Мулюк». Персидский философ XI в. Абу Хамид алъ-Газали вошел в историю науки как один из самых ярких представителей му- сулъманской апологетики средневековъя. Изучение его работ позволяет обратитъся к разным аспектам жизни мусульманского Востока средневековъя. Один из самых известных его трудов, «Насихат алъ Мулюк», который входит в состав фундаменталъного теологического изыскания алъ-Газали «Эликсир счастъя», принадлежит к жанру средневековой арабо-мусулъманской писъ- менности - так называемым «княжъим зерцалам», представляющему собой упрощенное переложение основополагающих философских взглядов мыслителя о государстве и политике на язык, понятный простому человеку, и помогающему через серию аллегорий и повествователъных историй постигнутъ на практике сущностъ управления страной. Проведенный в статъе герменевтический анализ «Насихат алъ Мулюк» вскрывает уникалъный подход выдающегося персидского философа к определению сложных моралъно-этических понятий, лежащих в основе искусства управления государством. В качестве основы анализа берется методологический подход французского философа и литературного критика Ролана Барта. В первой и второй части очерка приводится история возникновения и развития философии Фальсафа, а также изложение основ герменевтического учения Ролана Барта, которое легло в основу инструменталистики анализа.

Еще

Герменевтика, философия фальсафа, газали, ролан барт, семантика, ислам, семиотика, восточная культура, ихйя

Короткий адрес: https://sciup.org/140210271

IDR: 140210271   |   DOI: 10.12737/6463

Список литературы Историко-герменевтический очерк философии фальсафа на примере «княжьих зерцал» (наставления правителям) Абу-Хамида Мухаммада аль-Газали ал-Туси: семный анализ

  • Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Наставление правителям и другие сочинения/пер. с арабского. М., 2004. 302 с.
  • Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Ат-Тибр ал-Масбук фи насиха ал-мулюк/пер. с персидского на арабский: аноним//Под ред.: Ахмад Шамсат-Дин. Бейрут: Дар ал-китаб аль-'алямия, 1988, 132 сухуф.
  • Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Эликсир счастья. Ч. 1-2/пер., вступ. ст., коммент. и указ. А.А. Хис-матулина. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2007. 466 с.
  • Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Воскрешении религиозных наук/пер. с арабского Насыров И.Р. Т. 1, ч. 1. М.: 2007. 584 с.
  • Binder L. Al-Ghazzali's Theory of Islamic Government. Muslim World, 45, 1955, pp. 229-241.
  • Bruce B. Lawrence. Ibn Khaldun and Islamic ideology. Leiden: E.J. Brill, 1984. 136 p.
  • Crone Patricia. Did al-Ghazali write a Mirror for Princes? On the Authorship of Nasihat al-Muluk//Jerusalem Studies ofArabic and Islam, 10, 1987, pp. 167-197.
  • FuadBaali. Society, State, and Urbanism: Ibn Khaldun's Sociological Thought. USA: SUNY Press, 1988, 175 p.
  • Hillenbrand C. A little-known Mirror for Princes of al-Ghazali//Festschrift ffir Gerhard Endress, Leuven, 2004, pp. 591-99.
  • Hillenbrand C. Islamic Orthodoxy or Realpolitik? Al-Ghazali's Views on Government//Journal of Persian Studies, 1988. pp. 81-94.
  • Lambton, Ann K.S. The Theory of Kingship in the Nasihat-ul-Muluk of Ghazali//The Islamic Quarterly, 1, 1954, pp. 47-55.
  • Muhsin S. Mahdi. Alfarabi and the Foundation of Islamic Political Philosophy. -London: University of Chicago Press, 2001, 264 p.
  • Peters F.E. Aristotle and the Arabs: the Aristotelian Traditions in Islam. N.Y. L.: Luzac, 1968.
  • Sherwani, H.K. El-Ghazali on the Theory and Practice of Politics//Islamic Culture, 9, 1935, pp. 450-74.
  • Абу Наср Аль-Фараби. Политика//Восточная филология. Душанбе, 1973. Вып. 2. С. 102-178.
  • Аверинцев С.С. Филология//Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 544-545.
  • Ал-Фараби Абу Наср Мухаммад. Трактат о жителях добродетельного города/пер. с араб. И.О. Мухаммеда, А.В. Сагдеева//Ал-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1971. С. 191-377.
  • Аристотель. Этика/пер. Брагинской Н.М.: АСТ, 2010.
  • Баранов Х.К. Большой арабско-русский словарь. М.: Живой Язык, 2006. 456 с.
  • Барт P. S/Z/пер. с фр. Г.К. Косикова и В.П. Мурат; под ред. Г.К. Косикова. 3-е изд. М.: Академический проект, 2009. 373 с.
  • Бациева С.М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима». М.: Наука, 1965. 221 с.
  • Белкин М.В., Плахотская О. Словарь «Античные писатели». СПб.: Лань, 1998.
  • Большая Советская Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1969-1978.
  • Габитова Р.М. «Универсальная» герменевтика Фридриха Шлейермахера//Герменевтика: история и современность. М.: «Мысль», 1985. С. 61-97.
  • Игнатенко А.А. Познать Непознаваемое (аль-Газали о познании трансцендентного -ал-гайб)//Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998.
  • Игнатенко А.А. В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. М.: Мысль, 1989. 254 с.
  • Игнатенко А.А. Как жить и властвовать. М.: Прогресс, 1994. 348 с.
  • Игнатенко А.А. Обман в контексте арабо-исламской культуры средневековья (по материалам «княжьих зерцал»)//Одиссей. Человек в истории. 1993. Образ «другого» в культуре. М.: «Наука», 1994
  • Игнатенко А.А. Проблемы этики в «княжьих зерцалах»//Бог-человек-общество в традиционных культурах Востока. М.: Наука, изд. фирма «Восточная литература», 1993. С. 176-198.
  • Керимов Г.М. Аль-Газали: религиозно-философские взгляды//Керимов Г.М. Аль-Газали и суфизм. Баку, 1969. С. 71-100.
  • Кирабаев Н.С. Философия власти: ал-Маварди и аль-Газали//Сравнительная философия. Моральная философия в контексте многообразия культур. М., 2004.
  • Кирабаев Н.С. Соотношение власти и авторитета в политическом учении аль-Газали//Человек как философская проблема: Восток -Запад. М., 1991.
  • Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. М.: УДН, 1987.
  • Кирабаев Н.С. Теория государства в мусульманском правоведении//Классический ислам. Традиционные науки и философия. М.: 1988. С. 9-47.
  • Конурбаев М.Э. Библия Короля Иакова в лингвопоэтическом освещении: Спецкурс: Учебно-методическое пособие. М.: Диалог-МГУ, 1998.
  • Конурбаев М.Э. Библия короля Иакова: литературный плагиат, политический манифест или библиографическое открытие?//Библия короля Иакова: 1611-2011. Культурное и языковое наследие/отв. ред. д-р филол. наук Е.Б. Яковенко. М.: БукиВеди, 2013. С. 75-86.
  • Конурбаев М.Э. Стиль и тембр текста. М.: МАКС-ПРЕСС, 2001.
  • Конурбаев М.Э. Тембральная организация английской речи (на материале Библии Короля Иакова). Дисс.. канд. филол. наук. М., 1993.
  • Конурбаев М.Э., Конурбаев С.М. Историко-герменевтический очерк философии «Фальсафа» на примере «княжьих зерцал» («насихат аль мулюк») Абу-Хамида Мухаммада аль-Газали ал-Туси: история и методология.//Сервис plus, 2014. Том 8. № 3.
  • Макиавелли Н. Государь//пер. Муравьева Г., М.: Планета, 1990
  • Мискавейх. Трактат о природе справедливости/пер. и коммент. З.И. Гусейновой.//Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 2000. С. 286-300. http://smirnov.iph.ras.ru/local/miskadlp.pdf (дата обращения: 12.09.2014),
  • Наумкин В.В. Учение о касб в произведении аль-Газали «Вокрешение наук о вере»//Ислам и мусульмане культура и политика (статьи, очерки и доклады разных лет). К 190-летию Института востоковедения РАН. М. -Н. Новгород, 2008. С. 9-17.
  • Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1991. 917 с.
  • Отчет о работе санкт-петербургского филиала института востоковедения РАН (в процессе реорганизации в Институт восточных рукописей РАН) в 2007 г. СПб., 2008.
  • Платон. Государство. М.: Наука, 2005. 576 с
Еще
Статья научная