"Исторические фантазии" поэта: роман Б. Окуджавы "Свидание с Бонапартом"

Автор: Матюшкина Екатерина Никитична

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Литературоведение

Статья в выпуске: 1 (170), 2018 года.

Бесплатный доступ

Рассматривается произведение Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом» как пример исторической «прозы поэта», которая характеризуется наличием в романном тексте метризованных, рифмованных фрагментов, то есть внедрением стихового начала, а также яркой субъективностью и эмоциональностью повествования. Историческую «прозу поэта» Б. Окуджавы отличает лирическая стилизация, которая определяется не только присутствием мотивов стихотворений и песен самого автора, внутритекстуальных включений, но и наличием лирического субъекта - носителя основных мировоззренческих концепций. Дневники героев-рассказчиков являются внутренним монологом, исповедью, где представлены ключевые темы творчества писателя. Для Б. Окуджавы важен не сам исторический факт, а то, как он отражается в сознании отдельного человека. Прошлое в романе неизменно проецируется на современную писателю реальность, то есть возникает созвучие удаленных эпох. Форма дневника дает возможность обратиться к теме «глотка свободы», к раскрытию которой в своем последнем историческом романе «Свидание с Бонапартом» писатель подходит иначе, чем ранее. Автором статьи выдвигается предположение, что в контексте анализа данного произведения уместнее говорить о цене свободы в судьбе случайного свидетеля поворотных событий в истории России.

Еще

Б. окуджава, исторический роман, "проза поэта", лиризм, лирический субъект

Короткий адрес: https://readera.org/14751281

IDR: 14751281   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2018.8

Список литературы "Исторические фантазии" поэта: роман Б. Окуджавы "Свидание с Бонапартом"

  • Окуджава Б. Ш. Стихотворения/Прим. В. Н. Сажина. СПб.: Академический проект, 2001. 712 с. В тексте в круглых скобках указаны страницы.
  • Окуджава Б. Ш. Свидание с Бонапартом//Избранные сочинения: В 2 т. М.: Современник, 1989. Т. 1. С. 265-527. В тексте в круглых скобках указан том и через двоеточие страницы.
  • Окуджава Б. «Я -грустный оптимист.» (Неизвестное интервью Булата Окуджавы. Творческий вечер в Томске)//Новый Берег. 2004. № 6 . Режим доступа: http://magazines.russ.ru/bereg/2004/6/ok11.html (дата обращения 15.08.2017).
  • Белая Г. Булат Окуджава, время и мы//Окуджава Б. Избранные произведения: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 3-24.
  • Бойко С. С. Творческая эволюция Булата Окуджавы и литературный процесс второй половины XX в.: Автореф. дис.. д-ра филол. наук. М., 2011. 38 с.
  • Выдрина В. В. Проблема историзма и исторического романа в творческом сознании А. Пушкина и Б. Окуджавы//Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 3 (118). С. 125-131.
  • Карстен А. В. Семантическое наполнение мотива крови в романе Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом»//Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. 2011. № 1. Т. 11. С. 73-76.
  • Маркович В. М. Автор и герой в романах Лермонтова и Пастернака («Герой нашего времени» -«Доктор Живаго»)//Автор и текст. Петербургский сборник. Вып. 2. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. С. 150-178.
  • Пискунова С., Пискунов В. Трагическая пастораль//Нева. 1984. № 10. С. 161-166.
  • Орлицкий Ю. Стихи и проза в русской литературе. М.: РГГУ, 2002. 685 с.
  • Оскоцкий В. Д. История глазами писателя: традиции и новаторство советского исторического романа. М.: Знание, 1980. С. 33-35.
  • Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. 464 с.
Еще
Статья научная