Историческая реконструкция как диалогический проект: категориально-речевые и нравственные доминанты А. Я. Гуревича

Автор: Ольхов Павел Анатольевич

Журнал: Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке @gisdv

Рубрика: In memoriam

Статья в выпуске: 1 (43), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье проблематизируются диалогические условия возможности исторической реконструкции в эпистемологической ситуации «после “послесовре-менности”» - в их конкретной представленности в трудах А.Я. Гуревича, практикующего историка и одного из наиболее значительных отечественных эпистемологов-новаторов второй половины XX - начала XXI вв. Автор уточняет позицию историка по отношению к диалогической философии М.М. Бахтина и B.C. Библера (с применением возможностей микроанализа ключевых понятий диалогической философии), обосновывает категориально-речевые и нравственные доминанты исторического мышления А.Я. Гуревича и отмечает онтологическую перспективу диалогического проекта исторической реконструкции.

Еще

Эпистемология, историческая реконструкция, диалогическая философия, историческое мышление, а.я. гуревич

Короткий адрес: https://readera.org/170175751

IDR: 170175751

Список литературы Историческая реконструкция как диалогический проект: категориально-речевые и нравственные доминанты А. Я. Гуревича

  • Автономова Н.С. Философский язык Жака Деррида. М.: РОССПЭН, 2011.
  • Баткин Л.М. К спорам о логико-историческом определении индивидуальности//Одиссей. Человек в истории. 1990. М.: Наука, 1990. С. 59-75.
  • Баткин Л.М. О том, как А.Я. Гуревич возделывал свой аллод//Баткин Л.М. Пристрастия. Избранные эссе и статьи по культуре. М.: Курсив-А, 1994. С. 66-94.
  • Баткин Л.М. «Странная тюрьма исторической необходимости»//Одиссей. Человек в истории. 2000. М., 2000. С. 73-77.
  • Берк П. Диалог Арона Гуревича с «Анналами»//Образы прошлого: Сборник памяти А.Я. Гуревича под ред. С.Я. Левит. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2011. С. 73-81.
  • Библер B.C. Исторический факт как фрагмент действительности. Логические заметки//Источниковедение. Теоретические и методологические проблемы . -Режим доступа: http://www.bibler.ru/bis_istor_ fakt.html
  • Гуревич А.Я. «Быть дольше в стороне мне казалось невозможным..» (последнее интервью А.Я. Гуревича, 11 июня 2006 г.)//Новое литературное обозрение. 2006. № 81 . -Режим доступа: http://magazines.russ. ru/nlo/2006/81/intl 0.html
  • Гуревич А.Я. Еще несколько замечаний к дискуссии о личности и индивидуальности в истории культуры//Одиссей. Человек в истории. 1990. М.: Наука, 1990. С. 76-89.
  • Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. СПб: Alexandria, 2009.
  • Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М.: Индрик, 1993.
  • Гуревич А.Я. История историка. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2011.
  • Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990.
  • Гуревич А.Я. Уроки Люсьена Февра//Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991. С. 501-541.
  • Гуревич А.Я. Что такое исторический факт?//Источниковедение: теоретические и методологические проблемы. М., 1969. С. 71-88.
  • Доманска Э. Философия истории после постмодернизма. М.: Канон+, 2010.
  • Интервью Елены Матусевич (Университет Аляски, Фербенкс) с Ароном Яковлевичем Гуревичем//Vox. 2007. № 2 . -Режим доступа: https://Vox-journal.org/content/Vox2/Vox%20-%202%20-%20matusevich. pdf
  • Ипполитов Г.М., Полторак C.H., Репинецкий А.И. Исторический факт и историческое событие: аналитическое «путешествие» в лабиринте мнений, оценок, суждений (статья первая)//Клио. 2013. № 11 (83). С. 3-14.
  • Кошкин М. Школа "Анналов": в поисках утраченного факта//Топос. Литературно-философский журнал. 2002. 20 октября . -Режим доступа: http://topos.ru/article/607, http://topos.ru/article/609
  • Кром М.М. Арон Яковлевич Гуревич и антропологический поворот в исторической науке//Новое литературное обозрение. 2006. №81 . -Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2006/81/krl4.html.
  • Неретина С.С. Арон Яковлевич Гуревич и Безмолвие//Vox. 2007. № 2 . -Режим доступа: https://Vox-journal.org/content/Vox2/Vox%20-%202%20-%20neretina.pdf
  • Неретина С.С. Арон Яковлевич Гуревич и Безмолвие//Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2007. Т. 8. № 2. С. 231-246.
  • Неретина С.С. Точки на зрении. СПб.: Изд-во РХГА, 2005.
  • Ольхов П.А. Разум вопрошающий: экзистенциальные истоки научной автобиографии А.Я. Гуревича//Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2014. № 3. С. 31-40.
  • Платон. Ион//Собрание сочинений в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 372-385.
  • Попробуем поставить опыт/пер. И. Стаф//«Анналы» на рубеже веков: антология/Отв. ред. А.Я. Гуревич, сост. С.И. Лучицкая. М.: XXI век; Согласие, 2002. С. 15-22.
  • Рейфман Б.В. «Возможные миры» новоевропейской культуры: по поводу спора о «личности» между Л.М. Баткиным и А. Я. Гуревичем//Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2013. № 11. С.203-220.
  • Рюзен И. Утрачивая последовательность истории (некоторые аспекты исторической науки на перекрестке модернизма, постмодернизма и дискуссии о памяти)//Диалог со временем. 2001. Вып. 7. С. 8-26.
  • Уваров П.Ю. А.Я. Гуревич и советская медиевистика: портрет на фоне корпорации//Уваров П.Ю. Между «ежами» и «лисами». Заметки об историках. М.: Новое литературное обозрение, 2015. С. 80-112.
  • Уваров П.Ю. Портрет медиевиста на фоне корпорации//Новое литературное обозрение. 2006. № 81 . -Режим доступа: http://magazines.russ.ni/nlo/2006/81/uvall-pr.html
  • Bomstein, D., 1990. Medieval popular culture: problems of belief and perception. By Aron Gourevich. Translated by Jânos M. Bak and Paul A. Hollingsworth. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. xx + 275 pp. Church History, Vol. 59, no. 2, pp. 234-235.
  • Carr, E.H., 1987. What is history? London: Penguin Books.
  • Felch, S.M. and Contino, P.J. eds., 2001. Bakhtin and religion: a feeling for faith. Evanston: Northwestern University Press.
  • History and Postmodernism III (Stone, L), IV (Spiegel, G.M.). Past and Present, 1992, Vol. 135, pp. 189-208.
  • Madigan, K., 1990. Medieval popular culture: problems of belief and perception. By Aron Gourevich. Translated by Jânos M. Bak and Paul A. Hollingsworth. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. xx + 275 pp.//The Journal of Religion, Vol. 70, no. 2, pp. 254-255.
  • Mihailovic, A., 1997. Corporeal words: Mikhail Bakhtin’s theology of discourse. Evanston: Northwestern University Press.
  • Saluting Aron Gurevich: essays in history, literature and other related subjects. Leiden-Boston: Brill, 2010.
  • Scholze-Irrlitz, L., 1994. Moderne Konturen historisher Anthropologie. Eine vergleichende Studie zu den Arbeiten von Jacques Le Goff und Aaron J. Gurjewitsch. Frankfurt.
  • Uvarov, P.Y., 2017. Les Europes possibles et impossibles d’un historien russe de l’époque soviétique: de Aaron Gourévitch. In: Historiens d’Europe, historiens de l’Europe. Paris: Champ Vallon, pp. 43-60.
Еще
Статья научная