Исследование рецепции паламизма в русской мысли начала xx В.: вопрос о философском статусе паламизма и варлаамизма, его решения и контекст

Бесплатный доступ

В статье прослеживаются две линии трактовки философского статуса паламизма и варлаамизма в контексте имяславских споров в русской мысли начала XX века. Одна линия, заданная Ф.И. Успенским, связывала паламизм с аристотелизмом и номинализмом, а варлаамизм - с платонизмом и реализмом. Другая, идущая от М.Д. Муретова, наоборот, связывала паламизм с платонизмом, а варлаамизм - с номинализмом. В статье исследуется развитие и трансформация этих линий в ходе имяславских споров. Показано, что иеросхимон. Антоний (Булатович) хоть и не высказывался относительно философской квалификации паламизма и варлаамизма, однако он рецепиировал паламизм, выдвинул учение об идеях в контексте имяславия и полемически приписал своим противникам варлаамитскую позицию. Противник имяславия С.В. Троицкий подверг критике учение Булатовича об идеях и вернул ему обвинение в варлаамизме, связав последний с платонизмом, частично следуя в этом схеме Успенского. В.Ф. Эрн и П.А. Флоренский же, исходя из собственных философских установок и выступая в качестве апологетов имяславия, развивали понимание Муретова. Показано также, что указанные противоположные трактовки философских оснований паламитской и варлаамитской доктрин опираются на различные места из «Синодика в Неделю православия».

Еще

Платонизм, паламизм, реализм, имяславские споры, иеросхимон. антоний (булатович), с.в. троицкий, в.ф. эрн, п.а. флоренский

Короткий адрес: https://sciup.org/149130589

IDR: 149130589   |   DOI: 10.15688/jvolsu4.2018.5.3

Список литературы Исследование рецепции паламизма в русской мысли начала xx В.: вопрос о философском статусе паламизма и варлаамизма, его решения и контекст

  • Безобразов, П. Успенский Ф. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1892 (год указан ошибочно; на самом деле -1891. -Д. Б.); Успенский Ф. Синодик в неделю православия. Одесса, 1893/П. Безобразов//Византийский временник. -1896. -Том. III, вып. 1. -С. 125-150.
  • Бернацкий, М. Григорий Палама. Полемика с Никифором Григорой/М. Бернацкий//Православная энциклопедия. Т. XIII. -М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2006. -С. 15-16.
  • Бирюков, Д. С. Григорий Палама/Д. С. Бирюков//Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2 т. Т. 2/науч. ред. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков. -М.; СПб.: Никея: РХГА, 2009. -С. 448-466.
  • Бирюков, Д. С. Линии проблематики универсалий у Григория Паламы/Д. С. Бирюков//Платоновские исследования. -2016. -Вып. IV. -С. 170-184.
  • (Булатович), Антоний, иеросхимон. Апология веры во имя Божие и во имя Иисус/Антоний Булатович. -М.: Печ. А. И. Снегиревой, 1913. -XIV, 189 с.
  • (Булатович), Антоний, иеросхимон. О почитании имени Божия/Антоний Булатович. -СПб.: Алетейя, 2013. -388 с. -Оригинальное издание: Пг.: Исповедник, 1917.
  • Кейдан, В. И. Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках/В. И. Кейдан. -М.: Языки русской культуры, 1997. -752 с.
  • Красиков, С. В. Платонизм Варлаама Калабрийского/С. В. Красиков//Мир православия. -2004. -Вып. 5. -С. 172-190.
  • Макаров, Д. И. Очерки российской историографии паламизма (1860-1998 гг.)/Д. И. Макаров//Античная древность и средние века. -1999. -Вып. 30. -С. 338-353.
  • Паисий Величковский. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского с присовокуплением предисловий на книги св. Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия пресвитера и Нила Сорского, сочиненных другом его и спостником старцем Василием Поляномерулским, об умном трезвении и молитве. -М.: Изд-во Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1892. -308 с.
  • Половинкин, С. М. Хроника Афонского дела/С. М. Половинкин//Начала: Религиозно-философский журнал. -1996. -№ 1-4. Имяславие. Вып. I. -С. 7-42.
  • Святое православие и именобожническая ересь. В трех частях. Часть 1-я (догматическая). -Харьков: Епархиальная тип., 1916. -XLII, 278 с.
  • Сенина, Т. А. Последний византиец: Религиозно-философская мысль иеросхимонаха Антония (Булатовича)/Т. А. Сенина. -СПб.: Дмитрий Буланин, 2013. -448 с.
  • Троицкий, С. В. Афонская смута/С. В. Троицкий//Прибавления к Церковным Ведомостям. -1913. -№ 20 (18 мая). -С. 882-909.
  • Флоренский, П., свящ. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1)/П. А. Флоренский. -М.: Мысль, 2000. -621 с. -(Философское наследие; т. 128).
  • Флоренский, П., свящ. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (2)/П. А. Флоренский. -М.: Мысль, 2000. -619 с. -(Философское наследие; т. 129).
  • (Успенский), Порфирий, еп. История Афона. Ч. III. Афон монашеский. I. Его судьба с 911 по 1861 г. Отделение второе/К. А. Успенский; под ред. П. А. Сырку. -СПб.: Тип. Имп. акад. наук, 1892. -607 с.
  • (Успенский), Порфирий, еп. История Афона. Ч. III. Афон монашеский. II. Оправдания Афона (т.е. приложения к этому отделению)/К. А. Успенский; под ред. П. А. Сырку. -СПб.: Тип. Имп. акад. наук, 1892. -1083 с.
  • Успенский, Ф. И. Очерки по истории византийской образованности/Ф. И. Успенский. -СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1891. -395 с.
  • Успенский, Ф. И. Синодик в неделю православия: Сводный текст с приложениями/Ф. И. Успенский. -Одесса: Тип. Одесского военного округа, 1893. -97 с.
  • Эрн, В. Ф. Спор Джоберти с Розмини/В. Ф. Эрн//Известия Тифлисских высших женских курсов. -1914. -Вып. 1. -С. 1-18.
  • Эрн, В. Ф. Спор Джоберти с Розмини: (Речь, прочитанная на годичном акте Тифлисских высших женских курсов 24 сентября 1913 г.)/В. Ф. Эрн. -Тифлис: , 1914. -18 с.
  • Эрн, В. Ф. Спор о психологизме в итальянской философии (начало)/В. Ф. Эрн//Богословский вестник. -1914. -Т. 1, № 4. -С. 747-770.
  • Эрн, В. Ф. Спор о психологизме в итальянской философии (окончание)/В. Ф. Эрн//Богословский вестник. -1914. -Т. 2, № 5. -С. 48-82.
  • Ermilov, P. Feodor Uspenskij and his Critics in Late Nineteenth-Century Russia. A Debate Concerning Byzantine Philosophy/P. Ermilov//Byzantine Theology and its Philosophical Background/eds. A. Rigo in coll. with P. Ermilov & M. Trizio. -Turnhout: Brepols, 2011. -Р. 187-196.
  • Παπαμιχαήλ, Γ. FÏ Rγιος Γρηγόριος ΠαλαμOς / Γ. Παπαμιχαήλ. - Πετρούπολις; EÁλεξάνδρεια: Πατριαρχικ'ν Τυπ., 1911. - 238 σ
  • Biriukov, D. Hierarchies of Beings in the Patristic Thought. Maximus the Confessor, John of Damascus and the Palamite Literature / D. Biriukov // Scrinium. Journal of Patrology, Critical Hagiography, and Ecclesiastical History. - 2014. - Vol. 10. - P. 281- 303.
  • Darrouzès, J. Les regestes des actes du patriarcat de Constantinople. Vol. I. Les actes des patriarches. Fasc. V. Les regestes de 1310 à 1376 / J. Darrouzès. - Paris: Inst. fr. d'ét. byz., 1977. - 601 p.
  • Gouillard, J. Le Synodikon de l'orthodoxie: Édition et commentaire / J. Gouillard // Travaux et mémoires. - 1967. - T. 2. - P. 1-316.
  • Kenworthy, S. Archbishop Nikon (Rozhdestvenskii) and Pavel Florenskii on Spiritual Experience, Theology, and the Name-Glorifiers Dispute / S. Kenworthy // Thinking Orthodox in Modern Russia. Culture, History, Context / ed. P. L. Michelson, J. Kornblatt. - Madison: Univ. of Wisconsin Press, 2014. - P. 85-107.
Еще
Статья научная