"Исповедь" Августина и трансцендентально феноменологическая рефлексия

Автор: Хомутова Дарья Сергеевна

Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 3 (35), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье раскрываются в сравнительной перспективе метод философствования Августина Аврелия и феноменологическая методология Эдмунда Гуссерля. Проанализирована литература, отражающая научный интерес к сравнительному анализу текстов Августина и Э. Гуссерля. Показано различие подходов к историко-философскому исследованию связи философии Августина и феноменологии Э. Гуссерля, обусловленное, с одной стороны, способом соотнесения философских концепций, с другой стороны - тем акцентом, который делается на спекулятивной позиции интерпретируемого автора. Интерпретация текста Августина с феноменологической позиции раскрывает проведенную средневековым философом дескрипцию имманентной сферы и позволяет уточнить феноменологическое описание времени Э. Гуссерля. Показано, что их способы описания реальности и процедуры работы с опытом имеют общие формы. В статье показано соответствие практики «исповеди», описанной Августином, опыту феноменологической дескрипции, проведенной в состоянии «эпохэ», поскольку процесс исповеди предполагает «собирание себя» внутри временного ряда. Это процесс идентичен по смыслу трансцендентально-феноменологической рефлексии, отличной от естественной рефлексии, раскалывающей субъекта на несколько ego-структур. Исходя из этой параллели можно говорить о содержательной близости понятий «внутреннего человека» и трансцендентального ego, а также «внешнего человека» и человека «естественной установки». Эти тезисы получены на основе анализа X и XI глав «Исповеди» Августина и текста «Картезианских размышлений» Э. Гуссерля. Кроме того, в статье задействованы идеи Ж. Деррида из книги «Голос и феномен», которые в значительной мере помогли прояснить конструкцию феноменологического ego и соотнести дескрипции Августина и Э. Гуссерля.

Еще

Августин, гуссерль, феноменология, феноменологический проект, феноменологическая редукция, эпохэ, трансцендентальное ego, исповедь, трансцендентально-феноменологическая рефлексия, естественная установка

Короткий адрес: https://sciup.org/147227459

IDR: 147227459   |   DOI: 10.17072/2078-7898/2018-3-337-345

Список литературы "Исповедь" Августина и трансцендентально феноменологическая рефлексия

  • Августин. Исповедь. Минск: Харвест: Изд-во Белорусского Экзархата, 2006. 335 с.
  • Гуссерль Э. Картезианские размышления / пер. Д.В. Скляднева. СПб.: Наука, 2006. 315 с.
  • Гуссерль Э. Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени / пер. В.И. Молчанова. М., 1994. 163 с.
  • Деррида Ж. Голос и феномен / пер. с фр. С.Г. Кашиной, Н.В. Суслова. СПб.: Алетейа, 1999. 208 с.
  • Леденева Е.В. «Феноменология внутреннего сознания времени» в историко-философском контексте // Credo new. 2009. № 2. URL: http://credonew.ru/content/view/807/61/ (дата обращения: 12.07.2018).
  • Литвин Т.В. Время, восприятие, воображение. Феноменологические штудии по проблеме времени у Августина, Канта, Гуссерля. СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2013. 208 c.
  • О Даре: Дискуссия между Жаком Деррида и Жан-Люком Марионом / пер. В.Р. Рокитянского // Логос. 2011. № 3. C. 144-171.
  • Фрейд З. О воспоминаниях детства и воспоминаниях, служащих прикрытием // Фрейд З. Психопатология обыденной жизни / пер. с нем. О. Медем. СПб.: Азбука, 2013. C. 47-48.
  • Хомутова (Собянина) Д.С. Дескрипция и интерпретация: методологические вопросы феноменологии // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2014. № 1. C. 94-99.
  • Юнг К.Г. Сознание и бессознательное / пер. с нем. В. Бакусева. М.: Академ. проект, 2009. 188 c.
  • Ямпольская А.В. Прощение между даром и обменом: антипелагианская полемика Августина в контексте философии XX века // Артикульт. 2012. № 7. URL: http://articult.rsuh.ru/upload/articult/journal_ content/007/ARTICULT-07_(3-2012,P.1-18)-Yampolskaya.pdf (дата обращения: 12.07.2018).
  • Auguustini. Confession. URL: http://faculty.georgetown.edu/j od/latinconf/10.html (дата доступа: 01.07.18).
  • Barreau H. Living-Time and Lived Time: Rereading St. Augustine // KronoScope. 2004. Vol. 4, iss, 1. P. 3968.
  • DOI: 10.1163/1568524041269331
  • Biebighauser J.O. Augustine and the Phenomenological Tradition: Thesis submitted to the University of Nottingham for the degree of Doctor of Philosophy, 2012. URL: http://eprints.nottingham.ac.uk/12725/1/ augustine_and_the_phenomenological_tradition _july_2012.pdf (accessed: 12.07.2018).
  • Herrmann von F. W. Augustine and the Phenomenological Question Of Time. Lewiston: Edwin Mellen Press, 2008. 232 p.
  • Kelly R.M. Quand l'esprit «dit» le temps: la conscience du temps chez Aristote, Augustin et Husserl // Methodos. 2009. № 9:L'autre Husserl. URL: https://journals.openedition.org/ href='contents.asp?titleid=3041' title='Methods'>Methodos/2243 (accessed: 12.07.2018).
  • DOI: 10.4000/methodos.2243
  • Peres S.P. A reflexao como metodo de conhecimen-to psicologico em Agostinho e Husserl // Tese de Dou-torado. 2011. URL: http://www.teses.usp.br/teses/ disponiveis/59/59137/tde-21102013-155054/pt-br.php (accessed: 12.07.2018).
  • DOI: 10.11606/t.59.2011.tde-21102013-155054
  • Rivera J. Figuring the Porous Self: St. Augustine and Phenomenology of Temporality // Modern Theology. 2013. Vol. 29(1). P. 83-103. 10.1111/moth. 12005.
  • DOI: 10.1111/moth.12005
  • Seron D. La Reference a Augustin chez Husserl // Philosophique. 2005. Vol. 8. P. 61-65. 10.4000/philo sophique.98.
  • DOI: 10.4000/philosophique.98
Еще
Статья научная