"... Исходил, благословляя, папа-антихрист". Об одной парадоксальной формулировке в подготовительных материалах к роману Ф.М. Достоевского "Бесы"

Автор: Баршт Константин Абрекович

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 2 (49), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируется фрагмент подготовительных материалов к роману Ф.М. Достоевского «Бесы», опубликованный в Полном собрании сочинений писателя (Л., 1974) и находящийся в логическом противоречии со всем тем, что писал Достоевский об институте папства Римско-католической церкви и догмате о непогрешимости (Infallibilitas) Папы Римского, принятом на Первым Ватиканском (20-ом Вселенском) соборе, который был созван Папой Пием IX. Догмат был провозглашен 18 июля 1870 г., получил широкую огласку и обсуждался во всех странах Европы, не исключая Россию. Новая версия прочтения записи Достоевского, выполненного в предлагаемой статье, подтверждается контекстом «записной тетради» писателя; добавочные аргументы в пользу новой версии содержатся в истории создания Достоевским романа «Бесы», а также в замечаниях об этом догмате римско-католической церкви и русском церковном Расколе, зафиксированных в «Записках из Мертвого дома», романах «Идиот» и «Братья Карамазовы», в «Дневнике писателя». В статье выдвигается следующая версия: анализируемая фраза позволяет предположить, что характер и идеология Князя первой редакции романа «Бесы» как апологета «почвенничества», проповедующего русскую религиозную реформацию на основе канонических традиций Старой веры, является прообразом «деятеля» Алеши Карамазова, практически воплощающего эту идею в эпилоге «Братьев Карамазовых», где показано единение «русских мальчиков» и Алеши на основе идей братской любви и самопожертвования - центральных категорий идеологии Достоевского.

Еще

Ф.м. достоевский, новое прочтение записи к роману "бесы", догмат о непогрешимости римского папы, политико-религиозная доктрина "почвенничества", русский церковный раскол, преемственность персонажей в произведениях достоевского

Короткий адрес: https://sciup.org/149127149

IDR: 149127149   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2019-00037

Список литературы "... Исходил, благословляя, папа-антихрист". Об одной парадоксальной формулировке в подготовительных материалах к роману Ф.М. Достоевского "Бесы"

  • [Аристов Н.Я.] Н.Я. А-ов. По поводу диспута Т. Нильского // Заря. 1870. Ноябрь. № 11. С. 209-224
  • Аристов Н.Я. [Рецензия] По поводу новых изданий о расколе // Время. 1862. № 1. С. 76-98.
  • Арсентьева Н. «Молодежь без руководства». Проблема духовного наставничества в романе Достоевского «Бесы» // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 21. СПб., 2016. С. 56-81.
  • Баршт К.А. О «реализме в высшем смысле» и символе веры Ф.М. Достоевского // Russica Romana. Rivista internazionale di studi russistici. MMXVIII [2018]. Vol. XXIV: 2017. P. 29-46.
  • Владиславлев М.И. [Рецензия] Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола. Записки Александра Б. СПб., 1861 // Время. 1861. № 10. С. 80-100.
  • Достоевская А.Г. Воспоминания. М., 1984.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л., 1972-1990.
  • Ивановский Н.И. Внутреннее устройство секты странников или бегунов. СПб., 1901.
  • Калатузов В.И. Монтаны. 1. Никифорыч. 2. Келейницы // Эпоха. 1864. № 8. С. 1-48.
  • Калатузов В.И. Очерк быта и верований скопцов. Из рассказов странницы // Эпоха. 1865. № 1. С. 1-38.
  • Леонтьев К.Н. Наши новые христиане. Ф.М. Достоевский и граф Лев Толстой. М., 1882.
  • Литературное наследство. Т. 86. Ф.М. Достоевский: новые материалы и исследования. М., 1973.
  • [Макарий (Булгаков), еп.] История русского раскола, известного под именем старообрядства, Макария, епископа Винницкого, ректора С.-Петербургской духовной академии. СПб., 1855.
  • Нечаева В.С. Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских «Эпоха». М., 1975.
  • Нильский И.Ф. Об антихристе против раскольников. СПб., 1859.
  • Соколова В.Ф. Тема церковного раскола в публицистике и художественном творчестве Ф.М. Достоевского // Старообрядчество: история, культура, современность: в 2 т. Т. 2. М., 2005. С. 288-294.
  • Срезневский И.И. Сказания об антихристе в славянских переводах с замечаниями о славянских переводах творений св. Ипполита. Разбор книги о них К.И. Невоструева. Описания рукописей и выписки из них. СПб., 1874.
  • Указатель статей в первых 30 книжках «Истины»: [1867-1873 гг.] // Истина. 1874. Кн. 32. С. 1-16.
  • Указатель статей, помещенных в 31-53 книжках «Истины» // Истина. 1877. Кн. 55. С. 1-11.
  • Указатель статей, помещенных в 54-90 книжках «Истины» // Истина. 1884. Кн. 96. С. 1-13.
  • Щапов А.П. Земство и раскол. Бегуны. Часть I // Время. 1862. № 10. С. 319-363.
  • Щапов А.П. Земство и раскол. Бегуны. Части II и III // Время. 1862. № 11. С. 251-297.
  • Щапов А.П. Земство и раскол: в 2 ч. СПб., 1862.
  • Щапов А.П. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и первой половине XVIII века: опыт исторического исследования о причинах происхождения и распространения рус. раскола. Казань, 1859
Еще
Статья научная