Художественно-спортивные зрелища как феномен социокультурной реальности

Автор: Плотников Александр Владимирович, Плотникова Галина Григорьевна, Подольская Ирина Николаевна

Журнал: Сервис plus @servis-plus

Рубрика: Культура и цивилизация

Статья в выпуске: 4 т.14, 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуются тенденции развития художественно-спортивных зрелищ, которые представляют собой социально-культурный феномен, оказывающий воздействие на образ и духовный уровень общества в пространстве социокультурной реальности. На основе диалектического метода, позволяющего рассмотреть спорт и зрелище как амбивалентно развивающиеся явления; сбора и анализа информации о современных социально-культурных зрелищных проектах, современных тенденций визуализации и развития технологий в реализации художественно-спортивных зрелищ; мониторинга активности спортивных практик в СМИ и социальных сетях выявлены особенности идеально-условного художественно-спортивного массового зрелища как социально-значимого события, обеспечивающего воссоздание онтологической целостности сущности человека, культуры и духовности. Социально-культурные, зрелищные и функциональные особенности художественно-спортивных зрелищ предложено объединить в четыре группы, для каждой из которых характерны концептуальные, конструктивные, функциональные и субъектно-ориентированные черты, которые в организации художественно-спортивных зрелищ воссоздают элементы системы «зритель - атлет-спортсмен - болельщик - СМИ», стимулируя стремление каждого субъекта системы к осознанному участию и вовлечению все новых и новых социальных групп не только в художественно-спортивное зрелище, но и в действенную трансляцию социально-культурного события.

Еще

Праздничная культура, спорт, художественно-спортивное зрелище, визуализация, социально-культурное событие, синтез искусств

Короткий адрес: https://readera.org/140249936

IDR: 140249936   |   DOI: 10.24411/2413-693X-2020-10409

Список литературы Художественно-спортивные зрелища как феномен социокультурной реальности

  • Вандалковский Е. В. Театрализованные представления ХХI века: от модерна к постмодерну // Праздник как пространство социально-художественных смыслов: межвуз. сб. науч. тр. Челябинск, 2018. С. 12-31.
  • Пономарев В. Д. Театр масс: культурные смыслы праздника и грани профессии режиссера // Праздник как пространство социально-художественных смыслов: межвуз. сб. науч. тр. // Праздник как пространство социально-художественных смыслов: межвуз. сб. науч. тр. Челябинск, 2018. С. 52-64.
  • Леман Х.-Т. Постдраматический театр. М.: ABCdesign, 2013. 312 с.
  • Лубышева Л.И., Моченов В.П. Новый концептуальный подход к современному пониманию социальной природы спорта // ТиПФК. 2015. №4. С.94-101.
  • Банфи Антонио, Избранное / Перевод с итал. А. В. Старостина и В. Н. Съедина. М.: Прогресс, 1965. 291 с.
  • Давыдов А.А. "Зрелище" и "Зрелищность": к прояснению понятий // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. 2014. №1 (33). С. 135-140.
  • Ермилова В. В., Кротова Е.Е. Особенности зрелищности в спорте и их трансформация в условиях современного общества // Общество. Среда. Развитие. 2015. № 2. С. 100-103.
  • Сологуб Г.Н., Плотников А.В. Культурологические особенности современной праздничной культуры как общественного явления // Физическая культура, спорт - наука и практика, 2018. №1. С. 47-52.
  • Плотникова Г.Г., Тищенко Е.С. Праздник как важнейшая составляющая социокультурной реальности ХХI века // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2017. Т. 1. С. 214-218.
  • Крылова В.Н. Проблемы и перспективы современной российской праздничной культуры // Вестник КазГУКИ. 2015. № 4-1. С. 43-47.
  • Кудашов В.Ф. Трансформация в массовых спортивно-художественных праздниках и театрализованных представлениях // Праздник как пространство социально-художественных смыслов: межвуз. сб. науч. тр. Челябинск, 2018. С. 250-262.
  • Горюнова И.Э. Проблемы аудиовизуального синтеза в творческих продуктах мультимедиа (на примере современных массовых зрелищ) // Вестник РГГУ. 2011. №17 (79). С. 65-73.
  • Терентьева И.Н. Визуальное, слишком визуальное… (к характеристике иконического поворота в современных медиа и актуальных медиаисследованиях) // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2012. №2. С. 29-35.
  • Хренов Николай Андреевич Взаимодействие зрелищных и визуальных форм в современной культуре // Культура культуры. 2014. №4 (4). С. 125-140.
  • Hutchins, B., & Rowe, D. (2009). From Broadcast Scarcity to Digital Plenitude: The Changing Dynamics of the Media Sport Content Economy. Television & New Media, 10(4), 354-370.
  • DOI: 10.1177/1527476409334016
  • Зуев В.Н., Смирнов П.Г., Юрьев Ю.Н. Культуроцентристкая парадигма зрителей на спортивных соревнованиях // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. №2 (35). С. 39-45.
  • Лобжанидзе М. М. Эстетика спортивного зрелища. Тбилиси: Мецниереба, 1980. 140 с.
  • Конович А.А., Кудашов В.Ф. Зрелищность праздника как фактор формирования историко-культурной идентичности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3 (32). С. 57-61.
  • Бирюков И.Л. Спортивная духовность как предмет теолого-философского рассмотрения // Сервис Plus. 2019. Т.13. №4. С. 125-133.
  • DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10415
Еще
Статья научная