Христианская проповедь как сюжетообразующий мотив средневековой рыцарской поэмы "Сэр Гавейн и зеленый рыцарь"

Автор: Шаров Константин Сергеевич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Зарубежные литературы

Статья в выпуске: 4 (51), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье изучается рыцарская поэма неизвестного автора «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь», написанная на северо-западном диалекте среднеанглийского языка приблизительно в 1330-1400 гг. как образец светской католической средневековой гомилетики. Цель работы - проанализировать христианские гомилетические особенности поэмы. На основе анализа «Сэра Гавейна» в рамках озвученной гипотезы показано, что поэма может быть представлена как пространство противостояния христианских (король Артур, сэр Гавейн, рыцари Круглого Стола) и языческих (Зеленый Рыцарь, Фея Моргана, леди Бертилак) сил. Показано, что религиозные смыслы поэмы тесно связаны с гендерными смыслами. Христианские смыслы «Сэра Гавейна» не лежат на поверхности, не прочитываются в тексте сразу же, а являются некоторым образом замаскированными, скрытыми в глубине текста в виде символов, загадок, коннотативных семиотических построений, связанных с темой гендерного конфликта. В рамках предложенной концепции центральным семантическим местом поэмы становится психологическая дуэль сэра Гавейна и леди Бертилак, которую можно трактовать как материализацию восстания мира темных оккультных сил на мир христианский, поскольку, по мнению самого сэра Гавейна, он поверил в магию, язычество и в то, что именно колдовство, а не Бог спасет его от неминуемой, как он считал, смерти. В статье с точки зрения христианской психологии проводится сопоставление внутреннего и внешнего понимания греха сэра Гавейна, при этом субъективное восприятие своего поступка героя намного серьезнее, чем трактовка с точки зрения общего католического подхода «сделанный грех - принесенное покаяние». Делается вывод, что исследование католической гомилетики как сюжетообразующего принципа «Сэра Гавейна» ценно эвристически и может служить средством открытия христианских смыслов и в других произведениях куртуазной средневековой литературы. Как показательный образец куртуазного рыцарского романа поэма «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь» может являться поучительным примером светской католической гомилетики позднего средневековья.

Еще

Сэр гавейн, зеленый рыцарь, артуровский цикл, средневековая литература, рыцарский роман, католическая гомилетика, литературная христианская проповедь

Короткий адрес: https://readera.org/149127225

IDR: 149127225   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2019-00113

Список литературы Христианская проповедь как сюжетообразующий мотив средневековой рыцарской поэмы "Сэр Гавейн и зеленый рыцарь"

  • Allen P. Reading Chaucer's "Good Women" // The Chaucer Review. 1987. Vol. 21. № 4. P. 419-434.
  • Arthur R.G. Medieval Sign Theory and "Sir Gawain and the Green Knight". Toronto, 1987.
  • Baughan D.E. The Role of Morgan le Fay in "Sir Gawain and the Green Knight" // English Literary History. 1950. Vol. 17. № 4. P. 241-251.
  • Benson L.D. Art and Tradition in "Sir Gawain and the Green Knight". New Brunswick, 1965.
  • Blanch R.J. Sir Gawain and Pearl: Critical Essays. Bloomington, 1966.
  • Blanch R.J. The Gawain Poems: a Reference Guide 1978-1993. Albany, 2000.
  • Brewer D. The Interpretation of Dream, Folktale and Romance with Special Reference to "Sir Gawain and the Green Knight" // Neuphilologische Mitteilungen. 1976. Vol. 77. № 4. P. 569-581..
  • Burrow J.A. A Reading of "Sir Gawain and the Green Knight". London, 1965.
  • Dolar M. The Object Voice // Gaze and Voice as Love Objects (Series: SIC 1). Durham, 1996. P. 7-31.
  • Donskikh O.A. Horror zivilizationis, oder Horror der Subjektivität // Homiletics: Ideology and Society. 2018. Vol. 1. P. 1-9.
  • Freud S. Fetishism // Sexuality and the Psychology of Love. New York, 1963. P. 214-219.
  • Hanning R.W. Sir Gawain and the Red Herring: The Perils of Interpretation // Acts of Interpretation: The Text in Its Contexts, 700-1600. Essays on Medieval and Renaissance Literature in Honor of E. Talbot Donaldson. Norman, 1982. P. 5-23.
  • Heng G. Feminine Knots and the Other "Sir Gawain and the Green Knight" // Publications of the Modern Language Association. 1991. Vol. 106. № 3. P. 500-514.
  • Hoffmann R.L. Ovid and the Canterbury Tales. Philadelphia, 1966.
  • Howard D.R., Zacher C. Critical Studies of "Sir Gawain and the Green Knight". Notre Dame, 1968.
  • Isaacs N.D. Afterword // "Sir Gawain and the Green Knight". The Classic Translation by Burton Raffel, with a New Introduction by B. Webster. New York, 2009. P. 135-153.
  • Kittredge G.L. A Study of "Gawain and the Green Knight". Cambridge, 1916.
  • Loomis L.H. Gawain and the Green Knight // Arthurian Literature in the Middle Ages: A Collaborative History. Oxford, 1959. P. 528-540.
  • Malarkey S., Toelken J.B. Gawain and the Green Girdle // Journal of English and Germanic Philology. 1964. Vol. 63. № 1. P. 14-20.
  • Olsicad M. Morgan le Fay in Malory's "Morte d'Arthur" // Bibliographical Bulletin of the International Arthurian Society. 1967. Vol. 19. P. 128-138.
  • Rowley S.R. Textual Studies, Feminism, and Performance in "Sir Gawain and the Green Knight" // The Chaucer Review. 2003. Vol. 38. № 2. P. 158-177.
  • Shoaf R.A. The Poem as Green Girdle: "Commercium" in "Sir Gawain and the Green Knight". Gainesville, 1984.
  • Taylor P.B. Gawain's Garland of Girdle and Name // English Studies. 1974. Vol. 55. № 1. P. 6-14.
  • Tolkien J.R.R., Gordon E.V., Davis N. Sir Gawain and the Green Knight. Oxford, 1967.
  • Williams E.W. Morgan le Fay as Trickster in "Sir Gawain and the Green Knight" // Folklore. 1985. Vol. 96. № 1. P. 38-56
Еще
Статья научная