"Хор", "строй" и сольное пение в лирике А.А. Фета второй половины 1850-х гг

Автор: Пильд Леа Лембитовна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 4 (47), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются поэтические тексты А. Фета второй половины 1850-х гг., посвященные музыкальной теме. Объектом внимания являются стихотворения «Был чудный майский день в Москве…», в котором ключевым можно считать образ хора, «Anruf an die Geliebte (Бетховена)», где речь идет о сольном пении, а также некоторые другие тексты, опубликованные впервые или созданные в 1856-1857 гг. Сольное пение противопоставлено в лирике Фета рассматриваемого периода звучанию «хора» и отчетливо ассоциируется с воспоминаниями о трагических событиях. Стихотворение, где идет речь о сольном пении, и стихотворение, где поют хором, обращены, на первый взгляд, к разным адресатам. «Был чудный майский день в Москве…» относится к комплексу текстов, написанных во время романа с будущей женой поэта - М.П. Боткиной, по-видимому, незадолго до венчания. В это время у Фета, появляется потребность в языке для описания новых отношений лирического субъекта с новой героиней. В статье показано, что для этого Фет обращается к лирике Жуковского и образу хорового пения. Стихотворение «Anruf an die Geliebte (Бетховена)» написано в более традиционной для Фета манере, в нем изображается сольное пение и вводится цитатно-реминисцентный пласт, восходящий к словесной части вокального цикла Бетховена «An die ferne Geliebte». Исследование глубинной семантики обоих стихотворений приводит к заключению, что лирические сюжеты обоих текстов пересекаются, в них отражается образность, связанная с «новой любовью» Фета, Марией Боткиной, и воспоминания поэта о погибшей возлюбленной - Марии Лазич. Текстом-посредником, который объединяет оба произведения, является вокальный цикл Бетховена на слова поэта-дилетанта А. Ейтелеса.

Еще

Хоровое и сольное пение, музыкальные модели, поэтика фета, бетховен, вокальный цикл

Короткий адрес: https://sciup.org/149127096

IDR: 149127096   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2018-00068

Список литературы "Хор", "строй" и сольное пение в лирике А.А. Фета второй половины 1850-х гг

  • Асланова Г.Д. "Навстречу сердцем к Вам лечу": история женитьбы А.А. Фета по архивным документам//Новый мир. 1997. № 5. С. 197-210.
  • «Oт тебя одной зависит мое полное счастие...». Письма А.А. Фета к невесте/публ. и примеч. Г.Д. Аслановой//Наше наследие.1999. № 49. С. 40-54.
  • Благой Д.Д. «Поэт-музыкант»//Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1970. Т. 29. Вып. 5. С. 11-42.
  • Кириллина Л.В. Бетховен. Жизнь и творчество. Т. 2. М., 2009.
  • Кленин Э. Композиция стихотворений Фета: мир внешний и внутренний//Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 1997. Т. 56. № 4. С. 44-51.
  • Кузнецова Е.Р. Музыкальный элемент как особенность сюжетостроения в русской лирической поэзии XIX-ХХ вв.: А.Н. Апухтин, Я.П. Полонский, А.А. Фет, Н.С. Гумилев, Г.В. Иванов, эволюция музыкальности. Самара, 1999.
  • Литературное наследство. Т. 103. Кн. 1: А.А. Фет и его литературное окружение. М., 2008.
  • Манн Ю.В. Русская философская эстетика. М., 1998.
  • Пильд Л. Поэтические смыслы в цикле А.А. Фета «Romanzero»: перевод музыки в слово//Wiener Slawistischer Almanach. 2017. Bd. 93. Идеологические контексты русской культуры XIX-XX вв. и поэтика перевода. C. 117-133.
  • Пильд Л. Семантический ореол музыки Бетховена в лирике Фета//Acta Slavica Estonica. 2018. T. X. Личность и эмоции в культуре Серебряного века. (В печати).
  • Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха. Пб., 1922.
  • The LiederNet Archiv. An die ferne Geliebte. URL:http://www.lieder.net/lieder/assemble_texts.html?SongCycleId=128 (дата обращения 22 марта 2018 г.).
Еще
Статья научная