Характер историзма эпоса "Джангар" сквозь призму сюжета

Автор: Селеева Цаган Бадмаевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Фольклористика

Статья в выпуске: 3 (46), 2018 года.

Бесплатный доступ

Идеи и опыт «русской школы исторической поэтики», основанные на исторической компаративистике и закономерностях ментальной эволюции человека, актуальны в изучении эпических произведений национального фольклора. В статье рассматривается актуальная проблема исследования характера историзма эпоса «Джан-гар» сквозь призму содержания и семантики сюжетов, что позволяет проследить исто-рическую и эстетическую динамику национального эпоса. В результате автор приходит к выводу, что на сложение и формирование джангаровской эпической традиции оказали влияние социально-исторические факторы патриархально-родового и феодального строя. Патриархально-родовые связи и отношения, а также инициационная ритуальность и обрядовость находят отражение в сюжетах «Джангара» о героическом сватовстве. Сюжеты же о борьбе героя с хтоническим существом и антагонистом относятся к героическому эпосу исторического времени, к периоду формирования ранних кочевых государств и выдвигает новые исторические идеалы и новые цели - защиты родной земли от внешнего врага. Характер историзма эпоса «Джангар» и его сюжетов обусловлен тем, что корнями он уходит в архаический субстрат древнейшей мифологии и шаманистских верований; эпос развивался в условиях распада родовых отношений и перехода от рода к семье, в период зарождения государственного самосознания и формирования ранних государств. Смена исторических эпох отразилась в сюжетах эпоса «Джангар», вобравших как архаические религиозно-мифологические и обрядовые рудименты, так и определенные исторические и квазиисторические представления. Эпос «Джангар», обладающий полистадиальной природой, наследует рудиментарно архаические черты на уровне сюжетов и мотивов и воссоздается на основе традиционных элементов по жанровым моделям и канонам, получив творческую переработку в новых исторических условиях.

Еще

Эпос "джангар", историзм эпоса, эпическая формация, стадиальность эпоса, эпический сюжет, героическое сватовство, борьба с антагонистом, архаические мотивы и сюжеты, квазиисторичность

Короткий адрес: https://readera.org/149127091

IDR: 149127091   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2018-00038

Список литературы Характер историзма эпоса "Джангар" сквозь призму сюжета

  • Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.
  • Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб., 2000.
  • Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  • Бройтман С.Н. Русская лирика XIX -начала XX века в свете исторической поэтики. М., 1997.
  • Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.
  • Гацак В.М. Наследие А.А. Потебни и вопросы историко-поэтического изучения фольклора//Фольклор. Проблемы историзма. М., 1988. С. 8-18.
  • Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. Т. 3. М., 1971.
  • Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. М., 1979.
  • Джангар. Калмыцкий героический эпос: в 2 т. Т. 1. М., 1978.
  • Джангар. Калмыцкий героический эпос/сост., подг. текстов, коммент. и словарь Н.Ц. Биткеева, Э.Б. Овалова, Ц.К. Корсункиева, А.В. Кудиярова, Н.Б. Сангаджиевой. М., 1990.
  • Джангар. Героический эпос синьцзянских ойрат-монголов: в 3 т. Т. 1. Эли-ста. 2005.
  • Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Избранные труды. Л.,1974.
  • Кичиков А.Ш. Исследование героического эпоса «Джангар»: вопросы исторической поэтики. Элиста. 1976.
  • Короглы Х.Г. Художественные каноны и видоизменение эпоса//Фольклор. Проблемы историзма. М., 1988. С. 102-126.
  • Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д. Империя Чингис-хана. М., 2006.
  • Кудияров А.В. Поэтико-воззренческие аспекты историзма эпоса монголоязычных народов//Фольклор. Проблемы историзма. М., 1988. С. 127-170.
  • Липец Р.С. Эпос и Древняя Русь. М., 1969.
  • Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М., 1986.
  • Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. М., 1963.
  • Неклюдов С.Ю. Героический эпос кочевников Монголии//Эпос народов за-рубежной Азии и Африки. М., 1996. С. 16-64.
  • Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
  • Миронов А.С. Влияние стилизаций В.П. Авенариуса на рецепцию героического эпоса в русском образованном обществе рубежа XIX-XX веков. Статья первая. "Книга о киевских богатырях"//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 4 (78). С. 78-87.
  • Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 1958.
  • Миронов А.С. Концепт силы в системе ценностей русской былины//Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2017. № 2 (23). С. 35-49.
  • Путилов Б.Н. Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса. СПб., 1999.
  • Райхл К. Тюркский эпос: традиции, формы, поэтическая структура/пер. с англ. В. Трейстер, под ред. Д.А. Функа. М., 2008.
  • Ринчиндорж Ж. О времени возникновения «Джангара»//«Джангар» и про-блемы эпического творчества. Элиста, 2004. С. 32-48. (На монгольском яз.)
  • Смирнов Ю.И. Славянские эпические традиции. М., 1974.
  • Уланов А.И. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ. 1963.
Еще
Статья научная