Грамматические инновации в современной поэзии как проявление лингвокреативности

Бесплатный доступ

В статье обсуждаются общие вопросы языковой креативности и делается вывод о том, что лингвокреативность проявляет себя наиболее явно в поэтическом тексте. С этой точки зрения анализируются появившиеся на современном этапе развития поэзии новообразования, которые стали результатом взаимодействия словообразовательного и грамматического уровней языка, и систематизируются модели деривации от таких частей речи, которые раньше не были включены в процесс словообразования. К таким дериватам относятся существительные, образованные от местоимений, императивные формы с нестандартным управлением, возвратные глаголы с измененной актантной структурой, краткие прилагательные, образованные от относительных полных форм, а также формы сравнительной степени прилагательных. Обнаруженные нами продуктивность и парадигматичность этих новообразований позволяют утверждать, что модели их деривации потенциально заложены в языке, это дает возможность каждому из них реализовать себя в индивидуально-авторских формах. В то же время контекстный анализ показал, что инновации приобретают в тексте креативную функцию. В целом исследование подтверждает, что языковая креативность является особой категорией лингвистической поэтики как области изучения тех индивидуально-авторских преобразований в области художественной речи, которые служат основой обновления и расширения самой системы поэтического языка.

Еще

Современная поэзия, словообразование, грамматика, инновации, отместоименные дериваты, краткие прилагательные, степень сравнения, возвратность

Короткий адрес: https://readera.org/14970380

IDR: 14970380   |   DOI: 10.15688/jvolsu2.2018.2.5

Список литературы Грамматические инновации в современной поэзии как проявление лингвокреативности

  • Азарова Н. М., 2010. Язык философии и язык поэзии: движение навстречу. М.: Гнозис. 496 с.
  • Виноградов В. В., 2006. Социально-языковые системы и индивидуально-языковое творчество. Семиотика и Авангард: Антология/под общ. ред. Ю. С. Степанова. М.: Культура: Академ. Проект. С. 242-250.
  • Винокур Г. О., 1943. Маяковский -новатор языка. М.: Сов. писатель. 136 с.
  • Зубова Л. В., 2000. Современная русская поэзия в контексте истории языка. М.: НЛО. 431 с.
  • Зубова Л. В., 2010. Языки современной поэзии. М.: НЛО. 384 c.
  • Имидж, диалог, эксперимент..., 2013. Имидж, диалог, эксперимент -поля современной русской поэзии/ред. Х. Шталь, М. Рутц. München; Berlin; Washington D. C.: Verlag Otto Sagner. 600 с.
  • Ирисханова О. К., 2009. О понятии креативности и его роли в метаязыке лингвистических описаний//Когнитивные исследования языка. М.: Ин-т языкознания; Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Вып. V. С. 157-171.
  • Лингвистика креатива: колл. моногр./отв. ред. Т. А. Гридина. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. 368 с.
  • Лингвистика креатива-2: колл. моногр./под общ. ред. проф. Т. А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. 379 с.
  • Николина Н. А., 2009. Активные процессы в языке современной русской художественной литературы. М.: Гнозис. 335 с.
  • Ремчукова Е. Н., 2011. Креативный потенциал русской грамматики. М.: URSS. 224 с.
  • Руденко О. Ю., 2011. Неологизмы и новообразования как показатели активности иноязычности в современном русском языке//Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. № 6 (2). С. 589-592.
  • Устинова Т. В., 2014. Языковые девиации поэта как код и сообщение//Universum: Филология и искусствоведение: электрон. науч. журн. № 3 (5). URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/1123 (дата обращения: 01.04.2017).
  • Эпштейн М. Н., 2013. О роли лингвистики в развитии языка. URL: http://www.mccme.ru/llsh/materials/2013/Epstein_Iazyk_letn_shkolaF.pdf (дата обращения: 01.04.2017).
  • Якобсон Р. О., 2011. Формальная школа и современное русское литературоведение. М.: Языки славянских культур. 280 c.
Еще
Статья научная