Государственная академия художественных наук: традиции и современность. Часть первая: "Незавершенная история"

Автор: Гусельцева Марина Сергеевна

Журнал: Поволжский педагогический поиск @journal-ppp-ulspu

Рубрика: История и философия образования и воспитания

Статья в выпуске: 2 (36), 2021 года.

Бесплатный доступ

Государственная академия художественных наук (ГАХН) представляет феномен российской культуры начала ХХ в., однако исследовательский интерес к ГАХН не исчерпан по сей день. Ее появление обусловлено конфигурацией случайных факторов, непреднамеренных социальных действий, а также неявным, инерционным развитием в первое десятилетие советской эпохи дореволюционных культуральных движений. Установки междисциплинарности, поиски синтеза искусств выступали своего рода шлейфом серебряного века, последействием его творческого порыва. Даже радикальные перемены в жизни общества не преобразуют культуральные движения слишком быстро, последние имеют временной лаг, длясь и растворяясь в изменившейся современности. Они видоизменяются, встраиваются в реальность под другими именами, вливаются в мэйнстримные течения эпохи или рассеиваются в маргинальных. В этом плане ГАХН являла собой научную структуру, с одной стороны, чуждою советскому времени, с другой - конгениальную остававшемуся позади серебряному веку. Академия не только сохраняла и развивала в политически трансформировавшейся реальности дореволюционную интеллектуальную культуру, но и питалась энергией происходящих в окружающем социальном пространстве перемен. Наряду с провозглашенными установками на междисциплинарность и синтез искусств, ГАХН интегрировала «старину» и «новизну», искала баланс между тенденциями сохранения и изменения в новой реальности.

Еще

Методология, история культуры, государственная академия художественных наук, образование, синтез искусств, латентные изменения, трансдисциплинарность

Короткий адрес: https://sciup.org/142229503

IDR: 142229503   |   DOI: 10.33065/2307-1052-2021-2-36-8-20

Список литературы Государственная академия художественных наук: традиции и современность. Часть первая: "Незавершенная история"

  • Аксакова-Сиверс Т. А. Семейная хроника. М.: Индрик, 2006. 742 с.
  • Бернштейн Н А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. 494 с.
  • Богданчиков С. А. Открывая Г. И. Челпанова: научная монография. М.: Директ-Медиа, 2013. 428 с.
  • Гумбольдт В. О пределах государственной деятельности. М.: Социум, Три квадрата, 2003. 200 с.
  • Гусельцева М. С. Изучение художественного воспитания в Государственной академии художественных наук (по материалам протоколов заседаний 1925–1929 гг.). [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2011. № 4(18). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n4-18/515-guseltseva18.html (дата обращения: 12.02.2021).
  • Гусельцева М. С. Психология повседневности в свете методологии латентных изменений. М.: Акрополь, 2019. 375 с.
  • Кант И. Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? // Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 6. С. 25–36.
  • Кондратьев А. И. Российская академия художественных наук // Искусство. 1923. № 1. С. 407–449.
  • Марков П. А. Книга воспоминаний. М.: Искусство, 1983. 607 с.
  • Мартов И. Ктулху ГАХН. Чем занимались виднейшие интеллектуалы в двадцатые годы и почему об этом все забыли // Горький Медиа. 1 ноября 2017. URL: https://gorky.media/context/ktulkhu-gahn/ (дата обращения: 18.03.2021).
  • Марцинковская Т. Д. (Ред.). Густав Густавович Шпет. Архивные материалы. Воспоминания. Статьи. М.: Смысл, 2000. 351 с.
  • Мильдон В. И. Серебряный век или русский Ренессанс? // Вестник культурологии. 2013. № 1(64). С. 5–31
  • Плотников Н. С., Подземская Н. П. (Ред.). Искусство как язык – языки искусства. Государственная академия художественных наук и эстетическая теория 1920-х годов. Том I. Исследования. М.: Новое литературное обозрение, 2017a. 456 с.
  • Плотников Н. С., Подземская Н. П. (Ред.) Искусство как язык – языки искусства. Государственная академия художественных наук и эстетическая теория 1920-х годов. Том II. Публикации. М.: Новое литературноеобозрение, 2017b. 928 с.
  • Подземская Н. П. Наука об искусстве в ГАХН и теоретический проект В. В. Кандинского // Искусство как язык – языки искусства. Государственная академия художественных наук и эстетическая теория 1920-х годов. Том I. Исследования. / Под ред. Н. С. Плотникова и Н. П. Подземской при участии Ю. Н. Якименко. М.: Новое литературное обозрение, 2017. С. 44–78.
  • Серебренников Н. В. Шпет в Сибири: Ссылка и гибель. Томск: Водолей, 1995. 336 с.
  • Устав Г.А.Х.Н. // Бюллетени Г.А.Х.Н. 1927. № 6–7. С. 78–82.
  • Челпанов Г. И. О задачах Московского психологического института // Вопросы психологии. 1992. № 5-6. С. 41–44.
  • Чубаров И. Статус научного знания в ГАХН: к вопросу о синтезе в искусствознании 20-х гг. // Логос. 2010. №2 (75). С. 79–104.
  • Шпет Г. Г. К вопросу о постановке научной работы в области искусствоведения // Бюллетени ГАХН. 1926. № 4–5. С. 3–20.
  • Эткинд А. М. Еще о Л. С. Выготском: Забытые тексты и ненайденные контексты // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 37–55.
  • Ясницкий А., Завершнева Е. Об архетипе советской психологии как научной дисциплины и социальной практики. [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение. 2009. № 100. URL: https://magazines. gorky.media/nlo/2009/6/ob-arhetipe-sovetskoj-psihologii-kak-nauchnoj-disczipliny-i-soczialnoj-praktiki.html (дата обращения: 12.02.2021).
  • Yasnitsky A. Questioning Vygotsky’s Legacy: Scientific Psychology or Heroic Cult. N.Y.: Routledge, 2018. 188 p.
  • Yasnitsky A. & van der Veer R. (Eds.) Revisionist Revolution in Vygotsky Studies. L. & N.Y.: Routledge, 2016. 334 p.
  • Акимова М., Новиков П. Государственная академия художественных наук (ГАХН). [Электронный ресурс] // Топография террора. URL: https://topos.memo.ru/en/node/62 (дата обращения: 12.02.2021).
  • ГАХН. URL: https://dbs-lin.ruhr-uni-bochum.de/gachn/index.php?pg=17&r0=1&r1=2&l=ru (дата обращения: 15.02.2021).
  • Быков Д. Л. Один // Эхо Москвы. 19 июня 2015. URL: http://echo.msk.ru/programs/odin/1568788-echo/ (дата обращения: 17.03.2021).
  • Добрынина Е. А ведь получилось. Исполнилось 20 лет самому известному афоризму Виктора Черномырдина. [Электронный ресурс] // Российская газета. № 176(6152). 12 августа 2013. URL: https://rg.ru/2013/08/11/chernomyrdin.html (дата обращения: 18.03.2021).
  • Кандинский Василий Васильевич. Жизнь и творчество. [Электронный ресурс]. // URL: http://www.kandinsky-art.ru/etnograficheskaja-ekspedicija.html (дата обращения: 12.02.2021).
  • Колеров М., Мартов И. «Нельзя зарабатывать на науке и творчестве». Модест Колеров о своих издательских принципах, науке и идеологии. [Электронный ресурс] // Горький Медиа. 2017. URL: https://gorky.media/intervyu/nelzya-zarabatyvat-na-nauke-i-tvorchestve/ (дата обращения: 15.02.2021).
  • Леонид Парфенов: «Говорить про советское – говорить про себя». [Электронный ресурс] // The New Times. 2015. 16 февраля. № 5 (356). URL: https://newtimes.ru/articles/detail/94723 (дата обращения: 12.02.2021).
  • Прохорова И. Д. Кто при слове «культура» хватается за пистолет? [Электронный ресурс] // Культурная политика в современной России: Стенограмма встречи из цикла «Важнее, чем политика». 2012. URL: https://www.hse.ru/data/2012/04/13/1251540268/Proxorova_kulturnaya_politika_v_Rossii_20032012.pdf (дата обращения: 12.02.2021).
  • РГАЛИ. Фонд 941. Оп. 10. Ед. хр. 675. Л. 22–31об. Отчет о научной работе Г. И. Челпанова (1921–1929)
  • РГАЛИ. Фонд 941. Оп. 6. Ед. хр. 30. Л. 1–4. Протокол № 1 от 2.11.25. Прения по докладу П. С. Когана «Личность автора в литературном творчестве» и докладу Н. К. Пиксанова «Социологическая проблематика литературоведения» (о книге П. Н. Сакулина «Социологический метод в литературоведении»).
  • РГАЛИ. Фонд 941. Оп. 4. Ед. хр. 39. Л. 22–23об. Протоколы заседания п/с Психологии сценического творчества. 23 января 1928.
  • Схематическая программа Института художественной культуры по плану В. В. Кандинского. [Электронный ресурс] // URL: http://www.kandinsky-art.ru/library/isbrannie-trudy-po-teorii-iskusstva68.html (дата обращения: 25.05.2020).
  • «Цвет нации». Фильм Леонида Парфенова с предисловием автора. [Электронный ресурс] // Parfenon. 11 Jun 2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=QaeRj-ApktY (дата обращения: 12.02.2021).
  • Kunst-Forschung. Strategien der Wissensgewinnung und -dokumentation an der Staatlichen Akademie für künstlerische Forschung in Moskau (1921–1930). [Электронный ресурс] // URL: https://gachn.de/ru/view/411 (дата обращения: 25.05.2020).
Еще
Статья научная