Гермотим из Клазомен и начало афинской философии

Автор: Матвейчев Олег Анатольевич

Журнал: Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке @gisdv

Рубрика: Philosophia perennis

Статья в выпуске: 3 (53), 2020 года.

Бесплатный доступ

Гермотим из Клазомен - фигура в истории греческой философии, можно сказать, маргинальная. В современной литературе он появляется разве что в ряду других колдунов и мистиков VII-VI вв. до н.э. В таком статусе он включается и в собрание Дильса. Анализируя сведения о Гермотиме, автор ставит перед собой цель найти ему место среди малоазийских философов первой величины, которых считают основателями греческой философии. Различение духа (души) и материи (тела) станет основополагающим принципом греческой философии, понятие Ума (нуса) выступит фундаментом для системы Анаксагора, первого афинского философа, с которого, собственно, и начнется история классической греческой философии. Автор разделяет точку зрения Э. Доддса и др., что появление нового для Греции представления о различии души и тела коренится в северной (гиперборейской?) ментальности, привнесенной в греческий мир во времена колонизации VII-VI вв. до н.э., а возможно - и в более ранние.

Еще

История философии, древняя греция, гиперборея, гермо-тим из клазомен, анаксагор, шаманизм, нус, душа, тело

Короткий адрес: https://readera.org/170175952

IDR: 170175952   |   DOI: 10.24866/1997-2857/2020-3/141-148

Список литературы Гермотим из Клазомен и начало афинской философии

  • Аристотель. Метафизика // Аристотель. Собрание сочинений: в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С.63-367.
  • Аристотель. О душе //Аристотель. Собрание сочинений: в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С.369-448.
  • Беляков A.B., Матвейчев O.A. Троянский конь западной истории. СПб.: Питер, 2014.
  • Беляков A.B., Матвейчев O.A. Гиперборея: приключения идеи. М.: Книжный мир, 2019.
  • Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Загадки истории древних ариев. М.: Мысль, 1974.
  • Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Т. 1. СПб.: Наука, 1993.
  • Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изре-ченияхзнаменитыхфилософов. М.: Мысль, 1986.
  • Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. СПб.: Алетейя, 2000.
  • Кравчук А. Перикл и Аспазия. М.: Наука, 1991.
  • Ксенофонт. Киропедия. М.: Наука. 1976.
  • Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. М.: Наука, 1989.
  • Лосев А.Ф. Диоген Лаэрций и его метод // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. С.3-54.
  • Лукиан Самосатский. Похвала мухе // Лукиан Самосатский. Сочинения: в 2-х т. Т. 1. СПб.: Алетейя, 2001. С. 78-80.
  • Матвейчев O.A. К вопросу о малоазий-ских корнях ранней греческой философии // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2015. Т. 15. № 4. С. 41-66.
  • Матвейчев O.A. К дискуссии о генезисе древнегреческой философии // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2016. Т. 16. Вып. 4. С. 5-16.
  • Матвейчев O.A. К дискуссии о происхождении древнегреческой философии в русской и советской философской мысли // Вопросы философии. 2016.№ 6. С.185-199.
  • Матвейчев O.A. Семь чудес гиперборейца Абариса // Философская мысль. 2016. № 5. С.26-34.
  • Матвейчев O.A. Аристей Проконнес-ский, духовидец, свидетель Гипербореи // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 4. С.256-266.
  • Пиндар. Отрывки // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М.: Наука, 1980. С. 275-284.
  • Плиний Старший. Естественная история. Книга VII // Адам и Ева. Альманах тендерной истории. Вып. 17. М.: ИВИ РАН, 2009. С.211-242.
  • Плутарх. О демоне Сократа // Плутарх. Сочинения. М.: Художественная литература, 1983. С.501-536.
  • Секст Эмпирик. Против ученых // Секст Эмпирик. Сочинения: в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 61-376.
  • Софокл. Электра // Софокл. Драмы. М.: Наука, 1990. С. 269-322.
  • Стреттон-Кент Дж. Геософия: магия подземного мира. М.: ИП Красников Е.Н., 2019.
  • Тертуллиан К.С.Ф. О душе. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004.
  • Detienne, M., 1964. Les origines religieuses de la notion d'intellect: Hermotimus et Anaxagore. Revue Philosophique de la France et de l'Étranger, Vol. 154, pp. 167-178.
  • Diels, H., 1897. Parmenides Lehrgedicht. Berlin: G. Reimer.
  • Meuli, K., 1935. Scythica. Hermes. Zeitschrift fur klassische Philologie, Vol. 70, no. l,pp. 121-176.
  • Rohde, E., 1925. Psyche: the cult of souls and the belief in immortality among the Greeks. London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co.
Еще
Статья научная