Геометрические изображения верхнего палеолита Восточной Европы: хронологические и региональные особенности

Бесплатный доступ

Исследуются абстрактные, геометрические изображения знакового искусства малых форм Восточной Европы. Данный вид изобразительной деятельности появляется в раннюю пору верхнего палеолита, одновременно с фигуративным искусством. На Русской равнине развитие знакового искусства прослеживается на протяжении всей верхнепалеолитической эпохи. Оно широко распространилось в период средней (25-21 тыс. л. н.) и поздней (20-12 тыс. л. н.) поры верхнего палеолита. Геометрическое искусство существовало бок о бок с традицией реалистичных изображений в граветтийское время и полностью вытесняет ее после максимума валдайского оледенения. В статье систематизируются данные об этом виде искусства в центре Русской равнины, рассматриваются его региональные и хронологические особенности. Исходя из данных технико-морфологического анализа, предложено два критерия для различения геометрического искусства малых форм граветтийского и эпиграветтийского времени. Для эпиграветтийских памятников характерны отсутствие реалистических элементов и нанесение изображения на всю поверхность сложной геометрической формы, с обязательной предварительной ее разметкой и использованием одной или нескольких базовых линий. Для граветтийских - наличие фигуративных элементов и нанесение орнаментальных элементов на поделки со сложным объемом в разное, не соответствующее одному технологическому циклу, время или без предварительной общей разметки.

Еще

Верхний палеолит, восточная европа, геометрические изображения, искусство малых форм, граветт, эпиграветт

Короткий адрес: https://sciup.org/143175997

IDR: 143175997

Список литературы Геометрические изображения верхнего палеолита Восточной Европы: хронологические и региональные особенности

  • Абрамова З. А., 1962. Палеолитическое искусство на территории СССР. М.; Л.: АН СССР. 86 с. (САИ; вып. А4-03.)
  • Абрамова З. А., 2005. Животное и человек в палеолитическом искусстве Европы. СПб.: Европейский дом. 352 с. (Труды ИИМК РАН; т. XV.)
  • Абрамова З. А., 2010. Древнейший образ человека: Каталог по материалам палеолитического искусства Европы. СПб.: Петербургское Востоковедение. 304 с.
  • Абрамова З. А., Григорьева Г. В., 1997. Верхнепалеолитическое поселение Юдиново. Вып. 3. СПб.: ИИМК РАН. 149 с.
  • Бибиков С. Н., 2008. Древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта: Очерк материальной и духовной культуры палеолитического человека. Киев: ИА НАНУ. 128 с.
  • Бозинский Г., 1999. Региональные различия в символических знаках палеолитического наскального искусства // Локальные различия в каменном веке: тез. докл. на Междунар. конф., посвящ. 100-летию со дня рожд. С. Н. Замятнина / Отв. ред.: Т. А. Попова, Н. Д. Праслов. СПб.: МАЭ РАН. С. 143–148.
  • Величко А. А., Грехова Л. В., Грибченко Ю. Н., Куренкова Е. И., 1997. Первобытный человек в экстремальных условиях среды. Стоянка Елисеевичи. М.: Ин-т географии РАН: ГИМ. 192 с.
  • Величко А. А., Грехова Л. В., Губонина З. П., 1977. Среда обитания первобытного человека Тимоновских стоянок. М.: Наука. 142 с.
  • Гвоздовер М. Д., 1985. Орнамент на поделках костенковской культуры // СА. № 1. С. 9–22.
  • Грехова Л. В., 1969. Поздний палеолит средней Десны // Природа и развитие первобытного общества на территории Европейской части СССР / Отв. ред.: А. А. Величко, М. Д. Гвоздовер, В. М. Муратов. М.: Наука. С. 88–97.
  • Кулаковская Л. В., Хлопачев Г. А., Усик В. И., 2018. Орнаментированный предмет со стоянки Дорошивцы III: культурно-хронологический контекст и художественные особенности // ПИФК. № 2. С. 116–135.
  • Ступак Д. В., Хлопачев Г. А., Грибченко Ю. Н., Комар М. С., 2015. Нова верхньопалеолітична стоянка Оболоння // Епiграветськi пам’ятки Середнього Поднiпров’я / Ред.: Д. В. Ступак, Г. А. Хлопачев. Киïв: Олег Філюк. С. 9–30. (Археологічний альманах; № 31.)
  • Хлопачев Г. А., 2016. Верхний палеолит: образы, символы, знаки. Каталог предметов искусства малых форм и уникальных находок верхнего палеолита из археологического собрания МАЭ РАН. СПб.: Экстрапринт. 384 с.
  • Хлопачев Г. А., 2019. Фигуративное искусство верхнего палеолита центра Русской равнины: проблема соотношения зооморфного и антропоморфного сюжетов // ПИФК. № 2. С. 215–227.
  • Шидловський П. С., Прядко Д. Ю., 2011. Пiзнiй палеолiт киïвського правобережжя // Археологія і давня історія України: збірник наукових праць. Вип. 6. Киïв: ІА НАНУ. С. 68–85.
  • Шовкопляс И. Г., 1965. Мезинская стоянка. Киев: Наукова думка. 328 с.
  • Яблан С. В., 2006. Симметрия, орнаменты и модулярность. М.; Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», Институт компьютерных исследований. 378 с.
  • Яковлева Л., 2013. Найдавнiше мистецтво Украïни. Киïв: Стародавнiй Свiт. 288 с.
  • Aujoulat N., 2004. Lascaux. Le geste, l’espace et le temps. Paris: Seuil. 274 p.
  • Breuil H., 1952. Quatre cents siècles d’art pariétal. Montignnac: Centre d’Etudes et de Documentation préhistoriques. 415 p.
  • Clottes J., Lewis-Williams D., 1996. Les chamanes de la hrehistoire. Paris: Seuil. 119 p.
  • Laming-Emperaire А., 1962. La signification de l’Art rupestre paléolithique. Paris: Picard. 424 p.
  • Leroi-Gourhan A., 1965. Préhistoire de l’Art Occidental. Paris: Éditions Mazenod. 482 p.
  • Leroi-Gourhan A., 2009. L’art pariétal. Langage de la préhistoire. Grenoble: Éditions Jérôme Millon. 420 p.
  • Marshack A., 1972. The Roots of Civilization. The cognitive beginnings of man’s first art, symbol and notation. New York; St. Louis; San Francisco; Toronto; Mexico; Dusseldorf: McGraw-Hill. 413 p.
  • Marshack A., 1979. Upper Palaeolithic Symbol Systems of the Russian Plain: Cognitive and Comparative Analysis // Current Antrhropology. Vol. 20. No. 2. P. 271–311.
  • Sauvet G., Sauvet S., 1979. Fonction sémiologique de l’art parietal animalier franco-cantabrique // Bulletin de la Société Préhistorique française. T. 76. No. 10–12. P. 340–354.
Еще
Статья научная