Гальки в ритуально-обрядовой деятельности древнего населения

Бесплатный доступ

Каменные гальки встречаются практически на всех археологических памятниках разных эпох. Находки галек на культовых памятниках различного характера неоспоримо свидетельствуют не только об их использовании в обрядах и ритуалах, но и о том, что они являлись определенными символами в культовой деятельности древнего человека. До сих пор малоизученным аспектом является использование галек в погребальной обрядности. В погребениях известны находки как отдельных галек, так и целых скоплений. Прослеживается связь галек с определенным цветом, чаще - черным, белым и красным. Находки целых и расколотых галек часто присутствуют и в культовых комплексах другого плана: в кладах, в жертвенных ямах, под писанцами, на культовых площадках. На святилищах гляденовской культуры известны многочисленные скопления галек и вымостки из них. Иногда гальки использовались в качестве подвесок. Несомненно, сакральную нагрузку несли гальки с гравированными рисунками и геометрическими знаками. Оригинальными памятниками изобразительной деятельности древнего человека являются гальки в виде фигур животных. Семантическое наполнение галек в каждом конкретном случае имело свое особое значение.

Еще

Галька, обряд, погребение, святилище, культовый комплекс, гальки гравированные и фигурные

Короткий адрес: https://sciup.org/148315373

IDR: 148315373   |   DOI: 10.37313/2658-4816-2020-2-1-102-112

Список литературы Гальки в ритуально-обрядовой деятельности древнего населения

  • Бибиков С.Н. Неолитические и энеолитические остатки культуры в пещерах Южного Урала // Советская археология. 1950. Т. XIII. С. 95-138.
  • Косарев М.Ф. Основы языческого миропонимания. М.: Ладога-100, 2003. 352 с.
  • Ошибкина С.В. Мезолит Восточного Прионе-жья. Культура Веретье. М.: Институт археологии РАН, 2006. 322 с.
  • Казаков Е.П. Неолитические погребения в восточных районах Татарии // Советская археология. 1978. № 2. С. 165-178.
  • Молодин В.И. Памятник Сопка-2 на реке Оми (культурно-хронологический анализ погребальных комплексов эпохи неолита и раннего металла). Т. 1. Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2001. 128 с.
  • Горюнова О.И. Серовские погребения Приоль-хонья (оз. Байкал). Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1997. 112 с.
  • Окладников А.П. Неолитические памятники Нижней Ангары. Новосибирск: Наука, 1976. 328 с.
  • Шульга П.И. Погребения эпохи энеолита-бронзы в долине Сентелека // Погребальные и поселенческие комплексы эпохи бронзы Горного Алтая. Барнаул: Алтайский университет, 2006. С. 47-72.
  • Лбова Л.В., Жамбалтарова Е.Д., Конев В.П. Погребальные комплексы неолита - раннего бронзового века Забайкалья (формирование архетипов первобытной культуры). Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2008. 248 с.
  • Матвеев А.В., Матвеева Н.П., Сериков Ю.Б., Скочина С.Н. Культовые памятники эпохи энеолита. Тюмень: Тюменский университет, 2015. 156 с.
  • Васильев Н.Б., Матвеева Г.И. Могильник у с. Съезжее на р. Самаре // Советская археология. 1979. № 4. С. 147-166.
  • Горюнова Л.И., Новиков А.Г., Зяблин Л.П., Смо-трова В.И. Древние погребения могильника Улярба на Байкале (неолит-палеометалл). Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2004. 88 с.
  • Привалихин В.И. Погребения бронзового века стоянки и могильника Сергушкин-3 на Нижней Ангаре // Енисейская провинция. Альманах. Вып. 4. Красноярск: Красноярский краевой краеведческий музей, 2009. С.300-310.
  • Лбова Л.В., Жамбалтарова Е.Д., Конев В.П. Погребальные комплексы неолита - раннего бронзового века Забайкалья (формирование архетипов первобытной культуры). Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2008. 248 с.
  • Моргунова Н.Л., Гольева А.А., Дегтярева А.Д., Евгеньев А.А., Купцова Л.В., Салугина Н.П., Хох-лова О.С., Хохлов А.А. Скворцовский курганный могильник. Оренбург: Оренбургский гос. пед. ун-тет, 2010. 160 с.
  • Разумов С.Н. Использование кремня в ритуальной практике (по материалам бронзового и раннего железного веков Северного Причерноморья) // Археоминералогия и ранняя история минералогии: материалы Международного семинара. Сыктывкар: Геопринт, 2005. С.54-56.
  • Таиров А.Д., Бушмакин А.Ф. Минеральные порошки из курганов Южного Урала и Северного Казахстана // Уфимский археологический вестник. 2001. Вып. 3. С. 168-177.
  • Дрябина Л.А., Скочина С.Н. Орудийный набор святилища Велижаны 2 // Международное (XVI Уральское) археологическое совещание: Материалы международной научной конференции. Пермь: ПГУ, 2003. С. 199-200.
  • Широков В.Н. Уральские писаницы. Южный Урал. Екатеринбург: АБМ, 2009. 128 с.
  • Ошибкина С.В. Поселение Юртик. Результаты исследований // Памятники эпохи энеолита и бронзы в бассейне р. Вятки. Ижевск: НИИ при СМ Удмуртской АССР, 1980. С. 29-66.
  • Зах В.А. Многослойное поселение Паром 1 у Салехарда // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 1997. Вып. 1. С. 24-34.
  • Сериков Ю.Б. Пещерные святилища реки Чусо-вой. Нижний Тагил: НТГСПА, 2009. 368 с.
  • Лепихин А.Н. Костища гляденовской культуры в Среднем и Верхнем Прикамье. Пермь: Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2007. 224 с.
  • Лепихин А.Н. Новый жертвенный комплекс Гляденовского костища // Оборинские чтения: материалы археологических конференций. Вып. 1. Пермь, 2000. С. 15-17.
  • Лепихин А.Н. Каменные изделия костищ гляде-новской культуры // Оборинские чтения: материалы ^^ региональных археологических конференций. Вып. 3. Пермь, 2004. С. 59-64.
  • Генинг В.Ф. Этническая история Западного Приуралья на рубеже нашей эры. М.: Наука, 1988.239 с.
  • Лепихин А.Н. Каменные изделия костищ гляде-новской культуры // Оборинские чтения: материалы ^^ региональных археологических конференций. Вып. 3. Пермь, 2004. С. 59-64.
  • Сериков Ю.Б. Очерки по первобытному искусству Урала. Нижний Тагил: НТГСПА, 2014. 268 с.
  • Там же.
  • Кирюшин Ю.Ф. Энеолит и бронзовый век южно-таежной зоны Западной Сибири. Барнаул: Алтайский университет, 2004. 295 с.
  • Савинов Д.Г. Древние поселения Хакассии: Торгажак. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1996. 112 с.
  • Леонтьев С.Н. Гравированные гальки Торга-жака (к семантике некоторых изображений) // Евразия сквозь века. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001. С. 111-116.
  • Савинов Д.Г. Торгажакские гальки (основные аспекты изучения, интерпретация) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2003. № 2 (14). С. 48-70.
  • Синицын А.А. Раскрашенные плитки стоянки Талицкого // Пещерный палеолит Урала: Материалы международной конференции. Уфа: ПРИНТ, 1997. С. 86-87.
  • Матюшин Г.Н. Мезолит Южного Урала. М.: Наука, 1976. 368 с.
  • Жилин М.Г., Савченко С.Н., Сериков Ю.Б., Косин-ская Л.Л., Косинцев П.А. Мезолитические памятники Кокшаровского торфяника. М.: Воскресенская типография, 2012. 214 с.
  • Петрин В.Т., Усачева И.В. Антропоморфная скульптура эпохи неолита с Южного Урала // Образы и сакральное пространство древних эпох. Екатеринбург: Аква-Пресс, 2003. С. 83-86.
  • Сериков Ю.Б. Очерки по первобытному искусству Урала. Нижний Тагил: НТГСПА, 2014. 268 с.
  • Археология Республики Коми. М.: ДиК, 1997. 758 с.
  • Чемякин Ю.П. Барсова гора: очерки археологии Сургутского Приобья. Древность. Сургут -Омск: Омский дом печати, 2008. 224 с.
  • Лозовский В.М. Искусство мезолита-раннего неолита Волго-Окского междуречья (по материалам стоянки Замостье-2) // Древности За-лесского края. Материалы к международной конференции «Каменный век европейских равнин: Объекты из органических материалов и структура поселений как отражение человеческой культуры». Сергиев Посад: Сергиево-Посадский историко-художественный музей, 1997. С. 33-51.
  • Лозовская О.В. Основные формы изобразительной деятельности в позднем мезолите и раннем неолите Волго-Окского междуречья по материалам стоянки Замостье-2 // Проблемы истории, филологии, культуры. 2018. № 2. С. 208-226.
  • Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ («ромб с крючками») // Советская археология. 1965. № 3. С. 14-27; Рыбаков Б.А. Происхождение и семантика ромбического орнамента // Музей народного искусства и художественные промыслы. Сборник трудов НИ-ИХП. Вып. 5. М.: Изобразительное искусство, 1972. С. 27-82; Голан А. Миф и символ. М.: Рус-слит, 1993. 376 с.; Кабо В. Круг и крест: Размышления этнолога о первобытной духовности. Канберра: Алчеринга, 2002. 102 с.; Калинина И.В. Очерки по исторической семантике. СПб.: Санкт-Петербургский университет, 2009. 272 с.
  • Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Культовые места (ХК - начало ХХ в.). Новосибирск: Наука, 1986. 192 с.
  • Ефименко П.П. Костенки I. М.; Л.: АН СССР, 1958. 451 с.
  • Сериков Ю.Б. Использование природных форм из кости и камня в первобытном искусстве // Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции. Материалы тематической научной конференции. СПБ.: Исторический факультет СПбГУ, 2004. С. 58-61.
  • Гришин Ю.С. Каменное навершие жезла из г. Канска (Красноярский край) // Советская археология. 1984. № 2. С. 230-231.
  • Бродянский Д.Л., Гарковик А.В., Крупянко А.А. Древнейшие произведения искусства в Приморье и Приамурье // Мир древних образов на Дальнем Востоке. Владивосток: Дальневосточный университет, 1998. С. 5-18.
  • Ташак В.И. Каменное сырье в палеолитических индустриях на юге Западного Забайкалья // Археоминералогия и ранняя история минералогии: материалы Международного семинара. Сыктывкар: Геопринт, 2005. С. 112-113.
  • Кирьяк (Дикова) М.А. Древнее искусство Севера Дальнего Востока как исторический источник (Каменный век). Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 2000. 288 с.
  • Котов В.Г. Изобразительная практика на основе естественных форм в палеолите Урала // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2018. № 1 (40). С. 16-27.
  • Сериков Ю.Б. Использование природных форм в культовой практике древнего населения Урала // Тверской археологический сборник. Вып. 6. Т. I. Тверь: Триада, 2006. С. 414-425; Сериков Ю.Б. Галечные скульптуры - изобразительные символы обрядовой деятельности древнего человека // Миф и символ в прошлом и настоящем. Нижний Тагил: НТГСПА, 2007. С. 2839, 155-163.
  • Сериков Ю.Б. Гальки и их использование древним населением Урала // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2005. № 6. С. 42-57.
Еще
Статья научная