Функционирование эмоционально-оценочной лексики в гомилиях святителя Иоанна Златоуста

Бесплатный доступ

В центре исследования находится языковая личность христианина, вербальные проявления его эмоций и оценки. Особенности функционирования эмоционально-оценочной лексики в проповедях святителя Иоанна Златоуста - величайшего святого христианского Востока и всей Церкви - рассматриваются на материале огласительных гомилий, переведенных на современный русский язык. Методологической основой исследования послужил интегративный подход, объединяющий достижения лингвистики текста, функциональной стилистики, лингвопрагматики, философской герменевтики, православного и католического богословия. В статье анализируются подходы к изучению проповеднического стиля в словацкой и российской лингвистике, характеризуются проповедь как основной жанр религиозной сферы общения и гомилия как особая форма проповеди, определяется место гомилии в проповеднической практике. При анализе лексем, выражающих эмоции, учитывается специфика религиозной коммуникации и особенности религиозного сознания. Выявлено, что в огласительных гомилиях св. Иоанна Златоуста находят выражение эмотивные коды языка, отражающие как положительные, так и отрицательные эмоции и оценки. При этом показано, что глагольные единицы, эксплицирующие отрицательную оценку, часто выражают семантику интенсивности. Установлено, что в христианской коммуникативной сфере эмотивные лексемы приобретают в сравнении с профанной коммуникативной сферой иную коннотацию.

Еще

Коммуникация христиан, лексика, эмоции, оценка, гомилетика, проповедь, иоанн златоуст, гомилия

Короткий адрес: https://sciup.org/14970366

IDR: 14970366   |   DOI: 10.15688/jvolsu2.2018.1.7

Список литературы Функционирование эмоционально-оценочной лексики в гомилиях святителя Иоанна Златоуста

  • Аверкий (Таушев Александр Павлович, архиеп. Сиракузско-Троицкий). Руководство по Гомилетике. История проповедничества. URL: http://www.wco.ru/biblio/books/aver6/Main.htm (дата обращения: 12.01.2018).
  • Аверкий (Таушев Александр Павлович, архиеп. Сиракузско-Троицкий), 2001. Руководство по гомилетике. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2001. 142 с.
  • Арутюнова Н. Д., 1984. Аксиология в механизмах жизни и языка//Проблемы структурной лингвистики. М.: Наука. С. 5-24.
  • Арутюнова Н. Д., 1988. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М.: Наука. 338 с.
  • Арутюнова Н. Д., 1989. Фактор адресата//Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. Т. 47, № 7. С. 45-53.
  • Бабенко Л. Г., 1989. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та. 184 с.
  • Бенедикова Л., 2001. Язык русского православия//O jazykových, literárnych a kulturologických kontaktoch Európy a sveta. Zborník materiálov z medzinárodnej konferencie v Prešove (27.-28. septembra 2000). Prešov: Filozofická fakulta PU. S. 30-38.
  • Вольф Е. М., 1985. Функциональная семантика оценки. М.: Наука. 228 с.
  • Галкина-Федорук Е. М., 1958. Об экспрессивности и эмоциональности в языке//Сборник статей по языкознанию. М.: Наука. С. 103-124.
  • Зуева Е. А., 2006. Эмоции как объект лингвистических исследований//Иностранные языки в профессиональном образовании: лингвометодический контекст: материалы межвуз. науч.-практ. конф. (Белгород, 17-18 мая 2006 г.). Белгород: Белгор. ун-т потреб. кооперации. С. 148-154. URL: http://dspace.bsu.edu.ru/handle/123456789/6151 (дата обращения: 10.01.2018).
  • Клеман О., 2006. Рим. Взгляд со стороны. М.: СКИМЕНЪ. 128 с.
  • Плисов Е. В., 2005. Проповедь как тип текста: коммуникативно-функциональный аспект (на материале немецкого языка)//Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвуз. сб. науч. тр. Орел: ОГИИК. Вып. 2. С. 157-167.
  • Прохватилова О. А., 1999. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи. Волгоград: Изд-во ВолГУ. 364 с.
  • Стернин И. А., 1990. Оценочность слова в языке и речи//Исследования по семантике. Системно-функциональное описание и преподавание языка. Уфа: БГУ. С. 43-51.
  • Стернин И. А., 2013. Эмоциональность и оценочность в аспекте семной семасиологии//Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике: сб. науч. тр., посвящ. 75-летию проф. В.И. Шаховского. Волгоград: Волгогр. науч. изд-во. С. 87-97.
  • Шаховский В. И., 2008. Что такое лингвистика эмоций//Мир лингвистики и коммуникации. № 3 (12). С. 5-11. URL: http://tverlingua.ru/(дата обращения: 10.01.2018)
  • Библия, 1997. Книги священного Писания Ветхого и Нового завета. М.: Российское библейское общество. 1008 с.
  • Лествица или Скрижали духовные. URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/lestvica/(дата обращения: 11.01.2018).
  • Святитель Иоанн Златоуст: житие, поучения, церковное почитание, молитвы, акафист, канон/сост. В. Чернов. М.: Николин день: Артос-Медиа. 576 с.
  • Святитель Иоанн Златоуст. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/oglasitelnye-gomilii/#0_2 (дата обращения: 10.01.2018).
  • БТСРЯ -Большой толковый словарь русского языка, 1998. СПб.: Норинт. 1536 с.
Еще
Статья научная