Функции метатекста в хронотопе первой части романа "Оно" Стивена Кинга

Автор: Капусткина Ольга Дмитриевна, Цветков Юрий Леонидович

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Литературоведение

Статья в выпуске: 3 т.44, 2022 года.

Бесплатный доступ

Целью исследования является определение прогностической роли первой части пенталогии американского писателя Стивена Кинга «Оно». Задачами - пошаговое рассмотрение пространственно-временных координат, хронотопа, повествовательных особенностей и роли метатекста. Актуальность настоящего исследования заключается как в популярности пенталогии у российского читателя, так и в непроясненности указанных аспектов. Впервые дается развернутый анализ пространственно-временной парадигмы первой части романа. Доказано, что художественное пространство сконцентрировано на жизни вымышленного американского городка Дерри. Он представлен в реалистическом ключе конкретными приметами городской структуры и оживленной жизни. Однако город имеет свою таинственную историю, связанную с бесчинствами «чудища Оно», которое, притворяясь маской циркового клоуна, заманивало и губило детей, что свидетельствует о начинающемся романе ужасов. Авторские проекции в прошлое семерых подростков, переживших встречу с Оно и забывших об этом, неожиданно актуализируются через двадцать восемь лет в подробных биографиях повзрослевших героев. Пространственно-временной симбиоз первой части романа «Оно» может быть сформулирован как хронотоп потерянной и обретенной детской травмы, связанной со встречей с Оно. Смена повествовательной перспективы от всезнающего нарратора к рассказчику Майклу в финальной интерлюдии «Дерри» позволяет Кингу начать увлекательную игру с читателем, активно используя метатекст для высказывания авторской оценки событий в романе. Авторские отступления и внутренний жест (курсив) выстраивают рецептивную стратегию читателя в будущей борьбе со злом. Кинг направляет читательскую активность на восстановление мира в городке и разгадку тайны злодеяний, не поддающихся разумному объяснению. Все предпосылки самостоятельной победы повзрослевших персонажей над Оно создаются в первой части пенталогии.

Еще

Многомерность временных координат, реальность художественного пространства, хронотоп, эпиграф, авторские отступления, внутренний жест

Короткий адрес: https://sciup.org/147237252

IDR: 147237252

Список литературы Функции метатекста в хронотопе первой части романа "Оно" Стивена Кинга

  • Байкова С. А. Метатекст // Знание. Понимание. Умение. М., 2010. № 3. С. 248-250.
  • Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. 616 с.
  • Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
  • Быков Д. Стивен Кинг. Король не сдается // Быков Д. Л. Иностранная литература: тайны и демоны. М.: Редакция Елены Шубиной, 2020. С. 350-375.
  • Варустин Л. Э. Фантастические и реальные прозрения Стивена Кинга // Звезда. 1986. № 4. С. 87-89.
  • Готический роман // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. С. 184-186.
  • Зверев А. М. Второе зрение // Иностранная литература. 1984. № 1. С. 69-71.
  • Казарин Ю. В. Филологический анализ поэтического текста. М.: Академический проект, 2004. 432 с.
  • Красавченко Т. Н . Художественные методы и литературные направления // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7. Литературоведение: Реферативный журнал. М.: Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук, 2012. С. 25-33.
  • Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя: Статьи и заметки. 1960-1990 гг. «Евгений Онегин». Комментарий. СПб.: Искусство-СПб, 1995. 847 c.
  • Пальцев Н. М. Страшные сказки Стивена Кинга. Фантазии и реальность // Мертвая зона. М.: Молодая гвардия, 1987. С. 417-421.
  • Рабкина Н. В . «Рекламные имена» в творчестве Стивена Кинга: способы перевода // Перевод и сопоставительная лингвистика. Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт, 2015. № 11. С. 74-77.
  • Рабкина Н. В . Художественный универсум Стивена Кинга: имена собственные как средство создания достоверной реальности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4 (64). Т. 4. С. 204-208.
  • Шемякин А. М. Мистический роман Стивена Кинга // Лики массовой литературы США. М.: Наука, 1991. С. 317-335.
Еще
Статья научная