Философские проблемы культурно-исторической памяти (часть 1)

Автор: Ильин Николай Петрович

Журнал: Культурологический журнал @cr-journal

Рубрика: Теоретическая культурология

Статья в выпуске: 3 (29), 2017 года.

Бесплатный доступ

Рассмотрение основных проблем культурно-исторической памяти с точки зрения фундаментальных философских концепций является актуальной задачей современных гуманитарных наук. В данной статье на первом плане стоит проблема объективности и субъективности историка, которая рассматривается в связи со взгляда Гегеля, Гердера, Рикёра и других мыслителей. Главный вывод состоит в том, что человеческая субъективность является положительным фактором, который делает культурный и исторический анализ более многогранным. Особое внимание уделено ряду русских мыслителей, эффективно сочетавших философский и психологический подходы к пониманию феномена памяти. В статье подвергается критики концепция "коллективной памяти" как памяти условного "коллективного субъекта". На основании этой критики намечается персоналистическая концепция, согласно которой основной ценностью является не унификация культурной и исторической памяти, но ее согласованное многообразие.

Еще

Философия истории, объективность, субъективность, гуманность, человеческое как таковое, философия и психология памяти, бессознательное, проспективная память, личность, коллективная память, межличностное понимание

Короткий адрес: https://sciup.org/170174363

IDR: 170174363

Список литературы Философские проблемы культурно-исторической памяти (часть 1)

  • Рикёр П. История и истина. - СПб.: Алетейя, 2000.
  • Гегель Г. В. Ф. Философия истории. - СПб.: Наука. 1993.
  • Нисбет Р. Прогресс: история идеи. - М.: ИРИСЭН, 2007. - С. 535.
  • Соловьев В. С. Собрание сочинений. - СПб., [Б. г.]. - Т. VI. - С. 353.
  • Астафьев П. Е. Вера и знание в единстве мировоззрения (опыт начал критической монадологии). - М., 1893. - С. 42-43.
  • Флаш К. Почему я не христианин. - СПб.: Иван Лимбах, 2016. - С. 93.
  • Несмелов В. И. Наука о человеке. Т. I. - Казань, 1994. - С. 305
  • Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977. - С. 649-650.
  • Герье В. И. Философия истории от Августина до Гегеля. - М., 1915. - С. 119.
  • Страхов Н. Н. Мир как целое. - М.: Айрис-Пресс, 2007. - С. 160.
  • Новейший словарь иностранных слов и выражений. - Минск: Современный литератор, 2007. - С. 251.
  • Briefe zu Beförderung der Humanität. - Aufbau-Verlag. Berlin und Weimar. 1971. - Bd. 1. S. 155.
  • Briefe zu Beförderung der Humanität. - Aufbau-Verlag. Berlin und Weimar. 1971. - Bd. 2. S. 312.
  • Settle T. You can't have science as your religion! // Critical Rationalism, Metaphysics and Science. -Cluver Academic Publishers. 1995. - P. 59-90.
  • Lasson A. Das Gedächtnis. - Berlin, 1894. - C. 47.
  • Цицерон Марк Туллий. Тускуланские беседы. - М.: Рипол Классик, 2016. - С. 94.
  • Блаженный Августин. Исповедь. Пер. М. Сергеенко. - СПб.: Наука, 2013. - С 151-152 (кн. X).
  • Лопатин Л. М. Аксиомы философии. Избранные статьи. - М.: РОССПЭН, 1996. - С. 191.
  • Жане П. Психический автоматизм. - СПб.: Наука, 2009. - С. 83.
  • Ларошфуко Ф. де. Максимы. - СПб.: Азбука, 2015. - С. 39.
  • Пушкин А. С. Полн. собр. соч. В 10 т. - М.: Наука, 1964. - Т. VII. С. 359.
  • Большая психологическая энциклопедия. - М. Эксмо. 2007. - С. 316.
  • Франк С. Л. Русское мировоззрение. - СПб.: Наука, 1996. - С. 151.
  • Снегирев В. А. Психология : Систематический курс чтений. - Харьков, 1893. - С. XIII.
  • Майер Р. Закон сохранения и превращения энергии. Четыре исследования 1841-1851. - М.-Л.: Гостехиздат, 1933.
  • Несмелое В. И. Наука о человеке. Т. I (репринт. Изд. 1905 г.). - Казань: Заря-Тан, 1994. - С. 14.
  • Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. - М.: Мысль, 1977. -С. 283.
Еще
Статья научная