Феномен С. А. Есенина как синтетический текст: предварительные замечания

Автор: Иванов Дмитрий Игоревич, Лакербай Дмитрий Леонидович

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 1 (44), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются различные подходы к персонально-му культурному мифу («явлению поэта») Есенина, анализируются их объясни-тельные возможности, ставится вопрос о возможности объективного познания и оценки данного феномена. Констатируется политизированность концептуальных и институциональных позиций в оценках есенинского жизнетворчества. На осно-вании анализа делается вывод, что ни «лабораторное» разъятие стихов и жизни, ни вульгаризация феномена Есенина, ни апологетика в чистом виде, ни фоль-клорно-этнографическая «национализация», игнорирующая модернистский код, не дают нам удовлетворительного знания о природе и объективных параметрах есенинского культурного мифа; более того, нуждается в переосмыслении сама терминология. Авторы статьи предлагают новую методологию анализа сложных культурных феноменов: путь художника-мифотворца определяется когнитивно- прагматической программой синтетической языковой личности (КПП СЯЛ), со- ставляющей опорную конструкцию синтетического текста (единства стихов и жизни) поэта.

Еще

Персональный культурный миф, "жизнетекст", автобиографический миф, синтетический текст, когнитивно-прагматическая программа (кпп), синтетическая языковая личность (сял)

Короткий адрес: https://readera.org/14914675

IDR: 14914675

Список литературы Феномен С. А. Есенина как синтетический текст: предварительные замечания

  • Бурдье П. Поле литературы//Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики/пер. с франц. М.; СПб., 2005. С. 365-472.
  • Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного века»//Русская поэзия «серебряного века», 1890-1917: антология. М., 1993. С. 5-44.
  • Иванов Д.И. Теория синтетической языковой личности: в 2 т. Т. 1/Гуандунский ун-т междунар. исследований (Китай), Guangdong University of Foreign Studies (People’s Republic of China). Иваново, 2017.
  • Кэвана К. Модернистское созидание традиции: Мандельштам, Элиот, Паунд//Русская литература ХХ века. Исследования американских ученых. СПб., 1993. С. 400-421.
  • Лакербай Д.Л. Интерпретация поэтического текста: дискурсивность и позиция//Вестник Ивановского государственного университета. (Сер.: Гуманитарные науки). 2015. Вып. 1 (15). С. 3-17.
  • Лекманов О., Свердлов М. Сергей Есенин: биография/изд. 2-е, испр. и доп. М., 2011. Магомедова Д.М. «Я один… и разбитое зеркало…»: Литературные маски Сергея Есенина (статья первая)//Новый филологический вестник. 2005. № 1. С.66-77.
  • Пастернак Б.Л. Охранная грамота//Пастернак Б.Л. Полное собрание сочинений: в 11 т. Т. III. Проза/сост. и коммент. Е.Б. Пастернака и Е.В. Пастернак. М., 2004. С. 148-238.
  • Самоделова Е.А. Антропологическая поэтика С.А. Есенина: авторский жизнетекст на перекрестье культурных традиций. М., 2006.
  • Свиридов Г.В. Музыка как судьба. М., 2002.
  • Тынянов Ю.Н. Промежуток//Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 168-
  • Чернявский В. Три эпохи встреч (1915-1925)//Сергей Александрович Есенин в воспоминаниях современников: в 2 т. Т. 1. М., 1986. С. 198-235.
  • Яковенко И. Россия и Репрессия. Репрессивная компонента отечественной культуры. М., 2011.
Еще
Статья научная