Дизайн как средство ресакрализации вещи (научное и философское в дизайне)

Автор: Шиповская Людмила Павловна, Амансахатов Сердар Бердикулыевич

Журнал: Сервис plus @servis-plus

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 3 т.6, 2012 года.

Бесплатный доступ

В XXI веке стили из прошлого ста ли не только источником вдохновения для дизайнеров, но и пол- ноправной составляющей современной визуаль ной культуры. Мы далеко ушли от тех времен, когда с помощью единствен ного стиля можно было выразить дух эпохи. Революционные научные от крытия и новые технологии, когда-то вдохновлявшие множество дизайне ров и архитекто- ров, уже не являются мощным творческим стимулом. В на стоящее время дизайнеры стоят перед широчайшим выбором художествен ных средств и стилистических атрибу тов, они вольны сме- шивать прошлое и настоящее в поисках будущего. Изменения в отношениях человека с вещью, нараставшие по мере усложнения цивилизационных форм жизни, чаще всего связывали с общим процессом десакрализации мира. Современный дизайн, словно губ ка, впитывает самые разные мотивы, он не ограничен никакими стилисти ческими рамками, которые когда-то задавали на- правления его развития, он обнаруживает новые выразительные средства, одним словом, сейчас дизайн располагает неограниченными возможностями. Старинные стили в современном переос- мыслении ис пользуются постоянно, особенно это касается индустрии моды - еще одной состав- ляющей современного дизайна. Дизайн как определенный способ отношений человека с вещью, «новая конфликтная диалекти- ка», дизайн как орудие десакрализации вещи, с другой - средство ре-сакрализации вещи, чувство художественного такта, долг дизайнера. Вступление человека и вещи в конфликтную диалекти- ку дает возможность человеку социально эволюционировать, а вещи - приблизиться к собствен- ной сути. В статье предлагается проследить эволюцию отношения человека к внешнему облику вещей промышленной выроботки и прийти к осознанию необходимости проблематизации дизайна как целостного социокультурного феномена.

Еще

Дизайн, дизайн как орудие десакрализации вещи, чувство художественного такта, форма, долг дизайнера, "новая конфликтная диалектика", с другой - средство ресакрализации вещи

Короткий адрес: https://sciup.org/140210138

IDR: 140210138

Список литературы Дизайн как средство ресакрализации вещи (научное и философское в дизайне)

  • Аристотель. Физика VIII. 7, 261 а. С. 13-14.
  • Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. С. 216, 326.
  • Книга Притчей Соломоновых. Глава 24.3.4//Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
  • Martin Heidegger. Basic Writings. 2008. С. 32.
  • Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996. С. 62.
  • Дизайн и проектная наука. Теоретический курс. М., 1997. С. 37.
  • Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М: Наука, 1994. С. 345-347.
  • Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. С. 541, 538, 364. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Speng/index.php (дата обращения: 20.06.2012).
  • The System of Objects (Radical Thinkers). 2006. P. 41.
  • Моррис У. Искусство и социализм//Современная книга по эстетике. Антология/Пер. с англ. Э. Н. Глаголевой. М., 1957. С. 537.
  • Веблен Т. Теория праздного класса/Пер. с англ. и вст. ст. С. Г. Сорокиной, общ. ред. В. В. Мотылева. М., 1984. С. 171-172.
  • Веблен Т. Теория праздного класса/Пер. с англ. и вст. ст. С. Г. Сорокиной, общ. ред. В. В. Мотылева. М., 1984. С. 181.
  • Земпер Г. Стиль в технических и тектонических искусствах или практическая эстетика//Зем-пер Г. Практическая эстетика. М., 1970. С. 182.
  • Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. М., 1995. С. 7.
  • Кантор К. М. Правда о дизайне//Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия 1955-1985. История и теория. М., 1996. С. 57.
  • J. K. Birksted. Le Corbusier and the Occult//2009. С. 53.
  • Кантор К. М. Два проекта всемирной истории//Вопросы философии. 1990. № 2.
  • Vitta M. The Meaning of Design//Design Discourse: History, Criticism. P. 31-37.
  • Курьерова Г. Г. «Новая первобытность» как протоэстетика//Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1994. № 2. С. 74-76.
  • Manzini E. Prometheus of the Everyday. The Ecology of the Artificial and the Designers Responsibility//Discovering Desing: Explorations in Desing Studies/Ed. by Buchanan R. and Margolin V. Chicago, 1995. P. 219-245.
  • Simon H. The Science of Desing: Creating and Artificial//The Sciences of the Artificial. Cambridge, 2009. P. 55-56.
  • Mills C. W. Man in the middle: the designer//Power, Politics and People: the Collected Essays of C.W. Mills. New York, 1967. P. 374.
  • Margolin V. Introduction//Design Discourse: History, Theory, Criticism. P. 3.
  • Любимова Т. Б. Аксиологическое построение произведения искусства. М., 1996.
Еще
Статья научная