Дискуссия о формализме и натурализме в советской фотографии в середине 1930-х годов

Бесплатный доступ

С середины 1930-х годов главным для советской литературы и искусства становится освоение метода социалистического реализма. На Первом съезде Союза писателей СССР в 1934 г. этот метод был объявлен основным для всех творческих работников. Советские фотожурналисты, фотохудожники и фотолюбители не могли оставаться в стороне от общих культурных процессов. При этом они не должны были ограничиваться простой регистрацией текущих событий. От фотографов требовалось преображать действительность в соответствии с принципом соцреализма, как и в других видах искусства. В качестве основных опасных явлений в фотографии называли формализм и натурализм. Весной 1936 г. в московском Доме кино состоялось обсуждение проблем теории и практики фотографии, в котором приняли участие ответственные работники различных фотоорганов и фотообъединений (Союзфото, ЦК союза кинофотоработников и т. д.), критики, профессионалы художественной фотографии и фоторепортажа, начинающие фоторепортеры. Журнал «Советское фото» опубликовал основные материалы дискуссии, где были определены характерные признаки формализма и натурализма, указано на их отрицательное влияние на развитие советской фотографии. Кроме того, во время дебатов в Доме кино прозвучала резкая критика в отношений некоторых фотомастеров. От одних требовали признания прежних «формалистических» ошибок (А. Родченко, Е. Лангман, Б. Игнатович и др.), других - представителей так называемой старой школы - объявили буржуазными фотохудожниками и настоятельно рекомендовали перестроиться. Данная статья представляет собой попытку на конкретных примерах проиллюстрировать ход дискуссии, обобщить ее результаты и оценить степень ее влияния на советскую фотографию 1930-х годов

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/147150477

IDR: 147150477

Список литературы Дискуссия о формализме и натурализме в советской фотографии в середине 1930-х годов

  • Андреева Е. Советское искусство 1930 -х -начала 1950 -х годов: Образы, темы, традиции//Искусство. 1988. -№10.
  • Гейлер Г. Некоторые итоги и задачи//Сов. фото. 1941. -№1.
  • Гришанин В. Мечта советского фоторепортера//Сов. фото. 1934. -№3.
  • Ильина Т. В. История искусств: Русское и советское искусство. -М., 1989.
  • О правде и ясности в искусстве//Сов. фото. 1936. -№2.
  • Лаврентьев А. Фотоландшафт двадцатилетия//Фотография. -1996. -№ 2-3.
  • Лангман Е. Творческие поиски//Сов. фото. 1936. -№5-6.
  • Лебедев П. Против формализма в советском искусстве//Против формализма и натурализма в искусстве: Сб. статей. -М., 1937.
  • Литератур. газета. 1933. 11 апр.
  • Луначарский А. В. Изобразительное искусство на службе жизни. Т. 2. -М., 1982.
  • Межеричер Л. О трех опасностях//Сов. фото. 1936. -№5-6.
  • Морозов С. На путях к реализму, к народности//Сов. фото. -1936. -№ 5-6.
  • Морозов С. Фоторепортаж в годы первых пятилеток//Сов. фото. -1957. -№5.
  • На первом этапе творческой дискуссии//Пролетар. фото. 1932. -№ 1.
  • Против формализма и «левацкого уродства», в искусстве//Комсомольская правда. -14 февраля 1936.
  • Пути перестройки нашего журнала//Пролетар. фото. -1932. -№7-8.
  • Родченко, А. Мастер и критика//Сов. фото. -1935. -№9.
  • Фомин А. «Льются с этих фотографий океаны биографий..»//Сов. фото. -1990. -№ 3. С. 6-19;
  • Фомин А. «Защитим луну от Еремина»//Фотография. -1996. -№2 -3. -С.26-28;
  • Сосфенов И. «Технология» формализма//Сов. фото. -1936. -№5-6.
  • Уроки и выводы//Сов, фото. -1937. -№ 7.
Еще
Статья обзорная