Дискурсивные маркеры феминной субъектности (на материале современной женской прозы)

Бесплатный доступ

В статье обобщены результаты исследования дискурсивных проявлений гендерно ориентированного (феминного) сознания автора-женщины на трех уровнях художественного текста (речь, образ, художественный мир). Художестенные приемы, использованные в произведения современных авторов-женщин (ирония, реноминация, вторичная рефлексия, эллиптический дискурс и др.), представляют собой систему, репрезентативную именно в плане гендерной маркированности феминного письма, поскольку имеют ярко выраженную символическую наполненность в качестве трансляторов репрессированного культурного сознания женщины в роли говорящего субъекта, занятого как поисками собственной идентичности, так и выражением своей социальной значимости. Специфически проявляясь на всех онтологически значимых уровнях художественной коммуникации, маркеры феминности демонстрируют свою системную, типологическую природу за счет того, что 1) дают о себе знать на материале произведений различной стилистической природы, 2) авторы текстов, в которых они используются, принадлежат к разным поколениям, 3) «укрупняясь» от уровня к уровню, они сохраняют свое символическое содержание не только в своем лексико-семантическом и синтаксическом воплощении, но и на более обобщенных - образно-символическом и сюжетно-композиционном - уровнях. Показаны возможности практического применения сделанных наблюдений и выводов в процессе гендерной атрибуции текста.

Еще

Гендер, дискурс, женская субъектность, образ,

Короткий адрес: https://sciup.org/14970274

IDR: 14970274   |   DOI: 10.15688/jvolsu2.2015.5.20

Список литературы Дискурсивные маркеры феминной субъектности (на материале современной женской прозы)

  • Бахтин, М. М. Проблемы материала, содержания и формы в словесном художественном творчестве/М. М. Бахтин//Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. -М.: Худож. лит., 1975. -С. 6-71.
  • Бодрийяр, Ж. Соблазн/Жан Бодрийяр. -М.: Ad Marginem, 2001. -317 c.
  • Брайдотти, Р. Женские исследования и политики различия/Р. Брайдотти//Введение в гендерные исследования: в 2 ч. Ч. II. Хрестоматия/под ред. С. В. Жеребкина. -Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. -С. 13-22.
  • Воробьева, С. Ю. Женские и мужские образы в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети» (гендерный аспект)/С. Ю. Воробьева//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8, Литературоведение. Журналистика. -2013. -Вып. 12. -С. 52-62.
  • Гендер как инструмент познания и преобразования общества: материалы Междунар. конф. «Гендерные исследования: люди и темы, которые объединяют сообщества» (Москва, 4-5 апреля 2005 г.)/ред.-сост. Е. А. Баллалина, Е. А. Воронина, Л. Г. Лунякова. -М.: РОО МЦГИ при участии ООО «Солтэкс», 2006. -304 с.
  • Деррида, Ж. Шпоры: стили Ницше/Жак Деррида//Философские науки. -1991. -№ 2. -С. 118-129.
  • Лотман, Ю. М. Семиосфера/Ю. М. Лотман. -СПб.: Искусство-СПБ, 2000. -704 с.
  • Савкина, И. «Простите за неприличное слово..» (женская проза и гендер в современной литературной критике). -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.genderstudies.info/lit/lit2.php -Загл. с экрана.
  • Сиксу, Э. Хохот Медузы/Э. Сиксу//Введение в гендерные исследования: в 2 ч. Ч. II. Хрестоматия/под ред. С. В. Жеребкина. -Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. -С. 799-821.
  • Сиксу, Э. La sexe ou la tete? (Женщина -тело -текст)/Э. Сиксу//Художественный журнал. -1995. -№ 6. -С. 32-35.
  • Филлмор, Ч. Фреймы и семантика понимания/Ч. Филлмор//Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 13. Когнитивные аспекты языка. -М.: Прогресс, 1988. -С. 52-92.
  • Шоуолтер, Е. Наша критика/Е. Шоуолтер//Современная литературная теория. Антология. -М.: Флинта: Наука, 2004. -С. 69-75.
  • Cixous, H. The Newly Born Woman/H. Cixous, C. Clеment. -Minneapolis: University of Minnesota Press, 1986. -168 p.
  • Sontag, S. Against Interpretation/S. Sontag//Sontag, S. Against Interpretation and Other Essays. -N. Y.: Picador, Fanar, Straus and Giroux, 2001. -Р. 3-14.
Еще
Статья научная