Дискурсивная эмблема как теоретическая проблема барочной литературы (на материале романа А. д’Обинье "Приключения барона де Фенеста")

Автор: Зеленин Даниил Андреевич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 1 (52), 2020 года.

Бесплатный доступ

Данная статья предлагает для введения в научный оборот термин «дискурсивная эмблема» как особого типа презентации общих мест, доктринальных или философских принципов, способного организовывать тексты разных жанров. В статье дается исторический обзор научных подходов к постулированию и решению проблемы эмблемы, явленной в художественном тексте, и на его основе вырабатывается дискурсивное представление об эмблеме, позволяющее удобно вписывать ее не как «триаду» из заголовка / изображения / подписи, а как невизуализированный конструкт символического характера. В статье далее анализируются основания проникновения эмблематики в литературу, указывается ряд теоретических источников, и делаются некоторые замечания о кончеттистском характере эмблемы и о доминантной роли метафоры в барочной поэтике и эстетике. Постулируется, что эмблематика стала участвовать в формировании особого поэтического стиля. В качестве примера барочного произведения эмблематического характера в статье приводится анализ «Приключений барона де Фенеста» Агриппы д’Обинье. Показывается, каким образом два главных героя произведения - Эне и Фенест - прообразуют два аспекта эмблемы: словесный и визуальный. Доказывается, что их говорящие имена, их речи и происходящие с ними события раскрывают диалогичность слова и образа не только в эмблематическом, но и в религиозном дискурсе эпохи, а именно в противопоставлении католического воззрения на визуальность - протестантскому. В заключение указываются три ведущих компонента текста: живописная (Фенест), дискурсная (Эне) и сам процесс эмблематического чтения, раскрывающий настоящие взаимоотношения героев с реальностью.

Еще

Эмблема, дискурсивная эмблема, литература барокко, д'обинье, семиотика

Короткий адрес: https://readera.org/149127420

IDR: 149127420   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2020-00003

Список литературы Дискурсивная эмблема как теоретическая проблема барочной литературы (на материале романа А. д’Обинье "Приключения барона де Фенеста")

  • д'Обинье Т.А. Приключения барона де Фенеста. Жизнь, рассказанная его детям. М., 2001.
  • Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика: литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. C. 32б-391.
  • Морозов А.А. Эмблематика барокко в литературе и искусстве петровского времени // XVIII век. Сб. 9. Проблемы литературного развития в России первой трети XVIII века. Л., 1974. С. 184-227.
  • Морозов А.А. Эмблематика и ее место в искусстве барокко // Славянское барокко: историко-культурные проблемы эпохи. М., 1979. С. 13-38.
  • Daly P.M. Literature in the Light of the Emblem. Toronto, 1974.
  • Gombrich E.H. Symbolic Images. Studies in the art of the Renaissance. New York, 1972.
  • Green H. Andrea Alciati and his Books of Emblems. London, 1872.
  • Grove L. Emblematics and 17th Century French Literature. Charlottes-HoBbiü jмnоnогицecкиü BecmHUK. 2020. №1(52). -- ville, 2000.
  • Jons D.W. Das 'Sinnen-Bild'. Studien zur allegorischen Bildlichkeit bei Andreas Gryphius. Stuttgart, 1966.
  • Nelson B.J. The Emblematic Mode of Representation in the Spanish Golden Age. The invention, deployment and critique of an allegorical way of seeing. Diss. University of Minnesota, 2000.
  • Russell D. S. Emblem and Device in France. Lexington, Ky., 1985.
  • Schone A. Emblematik und Drama im Zeitalter des Barock. Munich, 1968.
  • Sharrock R. Bunyand the English Emblem Writers // The Review of English Studies. 1945. Vol. 21, № 82. P. 105-116.
  • Spica A.E. Symbolique humaniste et emblématique. L'évolution et les genres (1580-1700). Paris, 1996.
Еще
Статья научная