Статьи журнала - Schole. Философское антиковедение и классическая традиция

Все статьи: 593

"Lernaean hydra" and the problem of the origin of gnosticism

"Lernaean hydra" and the problem of the origin of gnosticism

Afonasin Eugene

Статья научная

In the speech of E.V. Afonasin compares the testimony of the heresiologists about the mysterious sect of the "Gnostics" and attempts to assess their authenticity from the point of view of the subsequent history of Gnosticism. Particular attention is paid to one place from the "Stromat" of Clement of Alexandria (Strom. III 29, 1-2 St), which until now has not been considered in this context.

Бесплатно

"Аристотелевские" решения проблемы "материальной конституции"

"Аристотелевские" решения проблемы "материальной конституции"

Гаспаров Игорь Гарибович

Статья научная

В статье рассматриваются различные «аристотелевские» решения проблемы «материальной конституции». Вначале дается критический анализ двух решений этой проблемы, недавно предложенных Майклом Реем и Кэтрин Кослицки с опорой на идеи Аристотеля, и приводятся аргументы, почему оба решения следует признать неудовлетворительными. После этого автором излагается собственное видение того, как вышеуказанная проблема могла бы решаться с позиций метафизики Аристотеля.

Бесплатно

"Афинская полития" Аристотеля в России (1891-1937 гг.)

"Афинская полития" Аристотеля в России (1891-1937 гг.)

Егорочкин Михаил Владимирович

Рецензия

Обнаружение Афинской политии Аристотеля стало одним из ярких событий конца XIX века. Следом за первым лондонским изданием, увидевшим свет в 1891 году, выходят многочисленные переводы новонайденного трактата, возникает обширная научная литература. История изучения Афинской политии в конце XIX - первой половине XX века представляет самостоятельный интерес. Отдельного внимания заслуживает ее изучение в России: публикации, посвященные трактату, составляют лучшую страницу в истории отечественных аристотелевских штудий. Цель данной работы - собрать как можно более полную библиографию переводов и исследований Афинской политии, вышедших в России с 1891 по 1937 год.

Бесплатно

"Всеобщее есть ничто, либо последующее": вопрос о конституции и первенстве сущего как такового в перипатетической метафизике

"Всеобщее есть ничто, либо последующее": вопрос о конституции и первенстве сущего как такового в перипатетической метафизике

Варламова Мария Николаевна

Статья научная

Будучи предметом первой философии, сущее как сущее определяется как наиболее универсальное и наиболее первое. Однако в «Метафизике» Аристотель доказывает, что ни единое, ни сущее не имеют собственной сущности и не существуют отдельно, а в «О душе» он утверждает, что универсальное есть «ничто, либо последующее», поскольку оно не существует отдельно от подлежащих, о которых высказывается. Каким же образом то, что может быть названо ничем или последующим, постулируется как предмет первой науки, который наиболее достоин познания? И, с другой стороны, если сущее как универсальное не имеет собственной сущности, на основании чего оно является единым? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я рассмотрю комментарий Александра Афродисийского на «Метафизику» Аристотеля и также вопросы I.3 и Ι.11 из его «Вопросов и решений».

Бесплатно

"Иное": ноэсис и онтология ("Софист" 255C8-D7)

"Иное": ноэсис и онтология ("Софист" 255C8-D7)

Протопопова Ирина Александровна

Статья научная

Статья представляет собой комментарий к фрагменту «Софиста» 255c8-d7, где речь идет о том, нужно ли после обоснования «движения», «покоя», «сущего» и «тождественного» как отдельных родов вводить в качестве необходимого род «иного». Здесь при обсуждении «иного» неожиданно появляются эйдосы τὰ αὐτὰ καθ' αὑτά и τὰ δὲ πρὸς ἄλλα, логическая необходимость которых в ходе рассуждения вызывает сомнения. Ставится вопрос, зачем понадобилось вводить эти виды сущего при обсуждении рода «иного»? Дается краткая сводка подходов к этому месту у современных комментаторов; затем рассматривается онтологический смысл этих эйдосов на примере нескольких платоновских диалогов («Федон», «Пир», «Государств», «Филеб»). Обращение к диалогу «Тимей» позволяет показать, как эти эйдосы в виде двух главных родов («парадигмы» и «отпечатка») соотносятся с делением сущего на «само» и «отражение» в «Софисте» (266a8-с4), а третий род, «хора», с «природой иного» из «Софиста». Продемонстрированная близость описания «хоры» в «Тимее» с сущим в качестве «иного» в разбираемом фрагменте «Софиста» подкрепляется описанием сущего как «иного» в «Пармениде». Делается вывод, что внезапное вкрапление в обсуждение пяти великих родов двух основных эйдосов сущего маркирует онтологический статус ноэтического целого, описанного взаимодействием великой пятерицы. В завершающей части статьи показано, что космическая душа в «Тимее» является «объемным» космологическим образом ноэтической пятерицы из «Софиста», чем и можно, вероятно, объяснить не нужное на первый взгляд вкрапление двух онтологических эйдосов τὰ αὐτὰ καθ' αὑτά и τὰ δὲ πρὸς ἄλλα в логическое рассуждение о необходимости рода «иного».

Бесплатно

"Искусство жизни" стоиков

"Искусство жизни" стоиков

Санженаков Александр Афанасьевич

Статья научная

Статья посвящена анализу стоического понятия «искусство жизни». Сначала автор обращается к сократической философии, где впервые появляется «искусство заботы о себе» - прообраз исследуемого понятия. Затем он показывает, что нормативное требование попечения о собственной душе, высказанное Сократом, было не только подхвачено стоиками, но и оснащено ясным представлением об условиях его выполнимости. Эти представления появились благодаря данному Зеноном Китийским определению искусства как «упорядоченной совокупности постижений». Однако ригористичность раннестоического учения не позволила ясно показать механизм выполнимости. Лишь римский стоицизм в лице Сенеки смог в полной мере раскрыть смысл «искусства жизни» как теоретико-практического концепта.

Бесплатно

"Лекарство для припоминания". Перипатетическое конструирование интеллектуальной истории Греции. Дикеарх и философская биография

"Лекарство для припоминания". Перипатетическое конструирование интеллектуальной истории Греции. Дикеарх и философская биография

Афонасин Евгений Васильевич

Статья научная

Перипатетику Дикеарху принадлежала серия работ, посвященных интеллектуальной истории Греции, в том числе первый опыт того, что можно называть философской биографией. В качестве этапов развития философской мысли Дикеарх выделяет семерых мудрецов, Пифагора, Сократа и Платона, причем, каждый раз его интересует эволюция образа жизни философа от одиноких размышлений «мудрецов», через социальный морализм Пифагора и Сократа до «академической» жизни ученого. К сожалению, ни одно из сочинений Дикеарха не дошло до нас. Публикуемые свидетельства переводятся на основе нового издания фрагментов Дикеарха, сравнительно недавно опубликованного Mirhady (2001).

Бесплатно

"Мера вещей" Протагора как критерий истины

"Мера вещей" Протагора как критерий истины

Волкова Надежда Павловна

Статья научная

Статья посвящена интерпретации понятия «мера» в знаменитом тезисе Протагора (ТП) «Человек есть мера всех вещей». Основная цель этой работы - показать, каким образом это понятие постепенно трансформировалось в критерий истины. Ответ на этот вопрос можно найти в Теэтета Платона и в двух трактатах Секста Эмпирика - Против ученых и Трех книгах Пирроновых положений . В Теэтете Платон представляет так называемую «тайную доктрину» Протагора. Согласно Уго Дзильоли, это учение представляет собой сильную версию релятивизма (robust version of relativism), охватывающую различные его типы: релятивизм истины, релятивизм бытия, релятивизм знания. Среди различных интерпретаций понятия «мера» Платон предлагает следующую: «быть мерой» означает «обладать критерием познания». Эта замена позволила Платону показать внутреннюю противоречивость ТП. В работах Секста понятие «мера» в ТП однозначно интерпретируется как критерий познания. Если для Платона слово «критерий» является философским неологизмом, то в эллинистический период оно становится широко используемым философским термином.

Бесплатно

"На удивление связная" вторая аналитика рецензия на книгу: David Bronstein. Aristotle on knowledge and learning: the posterior analytics. New York: Oxford University Press, 2016., - 272 p

"На удивление связная" вторая аналитика рецензия на книгу: David Bronstein. Aristotle on knowledge and learning: the posterior analytics. New York: Oxford University Press, 2016., - 272 p

Юнусов Артем Тимурович

Статья научная

Статья является рецензией на недавнее крупное исследование, посвященное целостному истолкованию «Второй аналитики». С одной стороны, в ней дается общий очерк идей, используемых Бронштейном для сложного дела интерпретации учения «Второй аналитики», с другой - рассматривается состоятельность некоторых из этих идей. В частности, подвергается критике как плохо обоснованная текстом концепция двух моделей доказательств, а также демонстрируется, что предлагаемый Бронштейном набор «ингредиентов» науки не может быть правильным, поскольку не согласуется с теми примерами построения доказательств, которые дает сам Аристотель.

Бесплатно

"Семья" и "род" в архаическую эпоху Древней Греции: реформы Солона в области семьи и брака

"Семья" и "род" в архаическую эпоху Древней Греции: реформы Солона в области семьи и брака

Соловьева Александра Сергеевна

Статья научная

В современной науке об античности наблюдается своеобразный ренессанс изучения реформаторской деятельности и личности афинского политика Солона. Законы Солона в области семьи и брака изучаются в меньшей степени, как и сами представления афинского реформатора о данных социальных институтах. Это связано с малочисленностью античных свидетельств по данному вопросу и со сложностью трактовки данных правовых положений, которую отмечали уже сами древние авторы. Целью данной работы является рассмотрение и анализ античных свидетельств о реформах Солона, которые затрагивали имущественные вопросы в области семьи и брака.

Бесплатно

"Сизигии" Филона Александрийского

"Сизигии" Филона Александрийского

Каменских Алексей Александрович

Статья научная

В предлагаемой статье обсуждаются проблемы "категориальной интерпретации" Филоном Александрийским супружеских образов Ветхого Завета. Высказывается гипотеза о трактовке Филоном того или иного женского образа Писания как "смысловой стихии инобытия" того или иного модуса ума, проводятся параллели данной концепции с эманативной диалектикой платонизма и гностическим учением о сизигиях.

Бесплатно

"Следы" прошлого. Аристотель - историк философии

"Следы" прошлого. Аристотель - историк философии

Афонасин Евгений Васильевич

Статья научная

Согласно позднейшим сообщениям (Синесий, Calvit. Enc. 22.85c, Аристотель, О философии, фр. 8), Аристотель считал, что мудрые изречения представляют собой «следы» ( enkataleimmata ) былого искусства ( tekhne ), сохранившиеся, благодаря своей краткости и меткости, даже после того, как породившие это искусство древние цивилизации погибли в мировом катаклизме. В этом отношении они представляют собой важные указатели, позволяющие ретроспективно реконструировать интеллектуальную историю Греции. Нам представляется, что с уникальным для его времени историческим чутьем, Аристотель предпринимает подобную реконструкцию, хотя некоторые современные исследователи не согласились бы с подобным утверждением. Статья дополнена переводом избранных фрагментов и свидетельств об утраченных сочинениях Аристотеля, прежде всего, из его О философии, О поэтах и О пифагорейцах. Во вступительной статье и комментариях я предлагаю ряд наблюдений, позволяющих судить о том, как Аристотель использовал свои исторические наблюдения в философских сочинениях, тем самым проложив путь к систематическим историографическим исследованиям, впоследствии предпринятых его преемниками в заданном им институциональном контексте.

Бесплатно

"Сократический вопрос": старые проблемы и новые тенденции

"Сократический вопрос": старые проблемы и новые тенденции

Протопопова Ирина Александровна

Статья научная

В статье рассматриваются подходы к решению так называемого «сократического вопроса», связанного с поисками «исторического» Сократа. Дается обзор истории этого вопроса начиная со Шлейермахера и его различения образов Сократа у Платона и Ксенофонта. Показано, как в начале 20-го века был достигнут консенсус относительно подлинности платоновского Сократа (Робен, Тэйлор, Бэрнет, Майер), а затем возник скептический взгляд на возможость принципиального решения «сократическего вопроса» (Жигон). Рассматривается ставшая влиятельной в конце 20-го в. позиция Властоса, считавшего Сократа ранних платоновских диалогов «историческим», а средних - вымыслом Платона. Во второй части статьи проводится краткий обзор шести изданий, посвященных Сократу за период 2006-2018 гг, и делается вывод о ярко наметившейся по отношению к «сократическому вопросу» тенденции возврата к скептической позиции Жигона.

Бесплатно

"Тимей" Платона о видах движения, "небесном растении" и прямостоянии человека

"Тимей" Платона о видах движения, "небесном растении" и прямостоянии человека

Петров Валерий Валентинович

Статья научная

В статье разбирается «геометрическая» космология и антропология Платона в «Тимее» (в частности, ассоциация разумных и неразумных процессов с круговым и линейным движениями). Обсуждается идея Платона о том, что выпрямленная или склоненная осанка живого тела зависит от свойств души, которая в нем преобладает. Указано, что Платон связывает выпрямленность человека с почитанием кругового движения и богоподражанием, тогда как вхождение души в тело уподобляется переворачиванию с ног на голову, при котором инвертируются представления о правом и левом, истинном и ложном. Указано на тенденцию к схематизации и геометризации реальности в космологических и антропологических объяснениях, а также на особенность представлять живые тела в виде полых объемов пространства, сквозь которые протекают потоки стихий. Обсуждается введенный Платоном образ человека как «небесного растения», перевернутого по отношению к земным растениям. Приводятся фрагменты последующих авторов, использующих это сравнение (даны параллели из арабской и индийской традиций).

Бесплатно

A review of: Laks, A., Most, G. W. The concept of presocratic philosophy (2018)

A review of: Laks, A., Most, G. W. The concept of presocratic philosophy (2018)

Bowe Geoffrey S.

Рецензия

A review of: Laks, A., Most, G. W. The concept of Presocratic philosophy . Princeton University Press, 2018.

Бесплатно

Alexander of Aphrodisias on syllogistic reasoning

Alexander of Aphrodisias on syllogistic reasoning

Garin Sergei

Статья научная

The article deals with ancient ideas on the nature of syllogistics on the example of Empire's official Peripatetic philosopher, Alexander of Aphrodisias. We interpret Alexander's position on the syllogistic form as a theory of constant function . Alexander offers a conjunctive and purely formal understanding of the nature of syllogistic necessity. This approach to the modal properties of assertoric judgments differs from Theophrastus’ ontological position, who believed that modal characteristics of assertoric premises are determined by looking to the state-of-affairs to which they refer. Also, the paper examines Theophrastus’ legacy of hypothetical syllogisms related to Alexander. Stoic and Peripatetic versions are also compared against the background of Alexander's logical amalgamation . The article elucidates late “Peripatetic conservatism” regarding the hypothetical syllogistics. We discuss the syntax of propositional / term relations (εἰ τὸ Α, τὸ Β), tackling the problem of grammatical ellipsis .

Бесплатно

Alexander's metaphysics commentary and some scholastic understandings of automata

Alexander's metaphysics commentary and some scholastic understandings of automata

Bowe Geoffrey

Статья научная

In this article, I argue that Albertus Magnus and Thomas Aquinas read a certain passage of Aristotle's Metaphysics on the nature of metaphysical curiosity in a way that is inconsistent with the earlier reading of the same passage by Alexander of Aphrodisias. The passage has to do with Aristotle's use of mechanical automata as a metaphor for kinetic mimesis in his metaphysics. The result of the variant reading of the passage in question is that these Scholastic readings emphasize universal causality as a vehicle of “wonder banishment” in metaphysics at the expense of recognizing the key metaphysical principle that Aristotle is suggesting. Such readings actually turn out to be difficult to maintain with the example of mechanical automata that Aristotle employs. I argue that the absence of the availability of Alexander's commentary to Albert and Aquinas contributes to their variant and inconsistent reading. There are three main parts and a conclusion. Part I discusses the passage from Aristotle's Metaphysics in question, which I call the thaumata passage, as well as Alexander's commentary on it. Part II discusses the unavailability of Alexander's commentary to Albert, Aquinas and their predecessors. Part III discusses the variant scholastic readings of the thaumata passage and how these readings, which take Aristotle's mechanical automata as chance occurrences result in an emphasis on wonder banishment through universal causal reasoning that is inconsistent with the example Aristotle uses in the thaumata passage. By way of conclusion I suggest that even had Alexander's commentary been available to Aquinas, he would have understood the passage as more akin to remarks on magic than to metaphysics.

Бесплатно

Allegories of life, death and immortality in the book of Ecclesiastes 12:5b-7

Allegories of life, death and immortality in the book of Ecclesiastes 12:5b-7

Tantlevskij Igor

Статья научная

Analyzing the famous passage Eccl. 12:5b-7, the author of the article comes to the conclusion that the expression "the almond tree blossomed" (12:5bα) contains the allegory of man’s birth and his young years; the phrase "the locust/locust tree became loaded" (12:5bβ) can be interpreted as an indication of the mature, productive/fruitful years of human life activity; the allegory of the caper, falling to winter ("and the caper bush fell"; 12:5bγ), correlates with the metaphorical description of old age and the approach of death in Eccl. 12:1b-2. So, one can assume that the passage Eccl. 12:5bα-γ includes the allegories of man's earthly birth, making up of his personality, maturity and old age in the form of natural phenomena that take place in Judea throughout the year - approximately from the second half of January to December. The allegory of the breaking "silver cord" (Eccl. 12:6aα), symbolizing the earthly demise, can be understood as a break in the connection between the spirit and the flesh of man (cf.: Eccl. 12:7). In 12:6аβ-b, Ecclesiastes adduces the allegories of death, expressed through the broken vessels ("golden bowl", "jar", a certain "vessel"), symbolizing the human body. The context also suggests that an allusion to the human spirit implicitly present in these allegories as well, which is symbolized by olive oil (in the "golden bowl") and water (in the "jar" and in the "vessel"), - not directly called, but contextually implied - returning to their eternal Fountain (cf.: Jer. 2:13, 17:13, also: Ps. 36:10) when their temporary receptacles are broken. The "spring" and the "well" (Eccl. 12:6b) are veritable symbols of life, and in the light of Eccl. 12:7b - perhaps symbols of eternal life in the Book of Ecclesiastes. As for the allegory of "the golden bowl", it clearly goes back to Zech. 4:2-3. In the light of the allegorical picture attested in Zech., chap. 4, and the text of Eccl. 12:7b, the allegory of Eccl. 12:6aβ - "the golden bowl will crack" - can presuppose implicitly not only the death of the body/"the golden bowl", but also that its contents - "oil", symbolizing the spirit abided in the body - will merge with the "oil" of the Divine Luminary, scil., with the Spirit of God.

Бесплатно

An outline of the history of archaeology

An outline of the history of archaeology

Karali Lilian, Afonasin Eugene, Afonasina Anna

Статья научная

In this lecture, one can find an abbreviated historical trajectory of the appearance and development of archaeology as a science. The aim is to demonstrate the perceptions and biases, which have influenced and still influence the archaeological theory and practice in negative or positive ways. The lecture was prepared for the participants of the program on “Classics and Philosophy” of Novosibirsk State University (October 2018).

Бесплатно

Журнал