Чудеса херсонесских епископов в контексте раннехристианской агиографической традиции

Бесплатный доступ

Статья посвящена концепту чудес в «Житиях епископов Херсонесских» и «Чуде Св. Капитона». Чудеса в представлении людей раннего средневековья воочию доказывали преимущества проповедуемого вероучения, служили главным аргументом святости. Воскрешение Св. Епископом Василеем отрока после таинства крещения анализируется в ракурсе сведений о «крещении мертвых» в раннехристианских еретических течениях. Чудо с вхождением епископа Капитона в разожженную печь символически восходит к ветхозаветному рассказу о чудесном избавлении трех отроков в «пещи огненной». Описание чуда весьма близко к обряду огненной инициации. Сходные сюжеты имеются не только в византийских, но и в латиноязычных источниках, а также в позднейшей исламской традиции. С помощью сведений о чудесах и сверхъестественных явлениях конструировалась сакральная топография Херсонеса-Херсона.

Еще

Херсонес-херсон, жития святых, византийская агиография, раннее христианство, таинство крещения

Короткий адрес: https://sciup.org/14118184

IDR: 14118184   |   DOI: 10.24411/2219-8857-2018-00009

Список литературы Чудеса херсонесских епископов в контексте раннехристианской агиографической традиции

  • Алексеев А.И. 2003. Крещение костей (к интерпретации статьи Повести временных лет под 1044 г.). ДРВМ 1(11), 102-106.
  • Банзаров Д. 1891. Черная вера или шаманство у монголов. В: Черная вера или шаманство у монголов и другие статьи Доржи Банзарова. Санкт-Петербург: Императорская академия наук, 1-46.
  • Беляев С.А., Каменев Г.К., Каменева Н.В. 2009. Методы изучения житий херсонских епископов. В: Беляев С.А. (ред.). Очерки по истории христианского Херсонеса. Т. 1. Вып. 1. Санкт-Петербург: Алетейя, 56-68.
  • Виноградов А.Ю. 2010. «Миновала уже зима языческого безумия...». Церковь и церкви Херсона в IV веке по данным литературных источников и эпиграфики. Москва: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке.
  • Виноградов А.Ю. 2013. Херсонес-Херсон: две истории одного города. Имена, места и даты в исторической памяти полиса. ВДИ 1, 40-58.
  • Виноградов А.Ю., Каштанов Д.В. 2013. «Чудо» Св. Климента в контексте херсонской традиции. Литературное оформление локальных торжеств. В: Яшаева Т.Ю. (отв. ред.). Климентовский сборник. Материалы VI Международной конференции «Церковная археология: Херсонес -город Святого Климента»). Севастополь: Телескоп, 90-117.
  • Голубинский Е.Е. 1903. История канонизации святых в Русской Церкви. Москва: Университетская типография.
  • Грацианская Л.И. 2004. Ранние херсонесские сюжеты Константина Багрянородного как источник по истории Боспора («De administrando imperio». Cap. 53. Lin. 1-492). В: Зуев В.Ю. (отв. ред.). Боспорский феномен. Проблемы хронологии и датировки памятников. Материалы международной научной конференции. Ч. 1. Санкт-Петербург: Государственный Эрмитаж, 87-94.
  • Дмитриевский А.А. 1894. Чин пещного действа. Историко-археологический этюд. ВВ I, 553-600.
  • Золтарев М.И., Коробков Д.Ю., Ушаков С.В., Макленнан Р., Оверман А., Оливье Дж., Эдвардс Д., Линстром Г., Оленина Е. 2013. Древняя синагога в Херсонесе Таврическом. Материалы и исследования Причерноморского проекта 1994-1998 гг. Т. 1. Москва: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке.
  • Зубарь В.М. 1991. Проникновение и утверждение христианства в Херсонесе Таврическом. В: Толочко П.П. (отв. ред.). Византийская Таврика. Сборник научных трудов (к XVIII конгрессу византинистов). Киев: Наукова думка, 8-29.
  • Херсонес Таврический в середине I в. до н. э. -VI в. н. э. Очерки истории и культуры. 2004. В: Зубарь В.М. (отв. ред.). Харьков: Майдан.
  • Зубарь В.М., Хворостяный А.И. 2000. От язычества к христианству. Начальный этап проникновения и утверждения христианства на юге Украины (вторая половина III -первая половина VI в.). Киев: Институт археологии НАН Украины.
  • Иванов С.А. 2008. Спасти царя Соломона. ДРВМ 3, 29-30.
  • Книга Марко Поло. 1956. В: Магидович И.П. (ред.). Москва: Государственное издательство географической литературы.
  • Константин Багрянородный. 1989. В: Литаврин Г.Г., Новосельцев А.П. (ред.). Об управлении империей. Текст, перевод, комментарий. Москва: Наука.
  • Лавров П.А. 1911. Жития херсонских святых в греко-славянской письменности. ПХХ. Вып. 2. Москва: Типография Г. Лисснера и Д. Собко.
  • Латышев В.В. 1906. Жития св. епископов Херсонских. Исследование и тексты. Санкт-Петербург: Императорская академия наук.
  • Латышева А.В. 2009. Христианская Церковь и религиозная жизнь в византийском Херсоне (VI-X в.). Дис. … канд. ист. наук. Харьков.
  • Мещеряков В.Ф. 2007. О времени появления христианства в Херсонесе Таврическом. В: Валерий Федорович Мещеряков: человек, ученый, гражданин. Харьков: Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина; Ассоциация выпускников и друзей Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина; Харьковское областное историко-археологическое общество, 15-31.
  • Могаричев Ю.М., Сазанов А.В., Саргсян Т.Э., Сорочан С.Б., Шапошников А.К. 2012. Жития епископов Херсонских в контексте истории Херсонеса Таврического. Нартекс. Byzantina Ukrainensis. Т. 1. Харьков: Антиква.
  • Могаричев Ю.М. 2012. Жития святых Херсонских епископов. Версия протографа. ПИФК 1, 102-127.
  • Могаричев Ю.М., Сазанов А.В., Сорочан С.Б. 2017. Крым в «хазарское» время (VIII -середина Х в.): вопросы истории и археологии. Москва: Неолит.
  • Мусин А.Е. 2004. Погребальный обряд Древней Руси (Письменные источники и археологические реалии). В: Кирпичников А.Н., Седых В.Н. (ред.). Археология, история, нумизматика и этнография Восточной Европы. Сборник статей памяти профессора И.В. Дубова. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет, 116-124.
  • Назаренко А.В. 2013. «Слово на обновление Десятинной церкви», или к истории почитания святителя Климента Римского в Древней Руси. Москва; Брюссель: Conférence Sainte Trinité du Patriarcate de Moscou ASBL; Свято-Екатерининский мужской монастырь.
  • Назиров Р.Г. 1982. Возрождение из костей в мифах и сказках. В: Фольклор народов РСФСР. Вып. 9. Уфа: Башкирский государственный университет, 28-35.
  • Никитин С.И., Ткаченко А.А., Лукашевич А.А. 2003. Вавилонские отроки. В: Православная энциклопедия. Т. 6. Москва: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 481-486.
  • Пархоменко М.В., Фомiн М.В. 2016. Про час i обставини перебудови синагоги на церкву в Херсонесi. Археологiя 4, 3-13.
  • Пропп В.Я. 2000. Исторические корни волшебной сказки. Москва: Лабиринт.
  • ПСРЛ 1: Лаврентьевская летопись. 1926. ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Ленинград: АН СССР.
  • ПСРЛ 2: Ипатьевская летопись. 1908. ПСРЛ. Т. 2. Санкт-Петербург: Типография М.А. Александрова.
  • Сорочан С.Б. 2005. Византийский Херсон (вторая половина VI -первая половина X в.). Очерки истории и культуры. Ч. 1. Харьков: Майдан.
  • Темниковский Е.Н. 1903. К вопросу о канонизации святых. Ярославль: Типография губернского правления.
  • Успенский Ф.Б. 2001. Крещение костей Олега и Ярополка в свете русско-скандинавских культурных взаимосвязей. В: Норна у источника судьбы. Сборник статей в честь Е.А. Мельниковой. Москва: Индрик, 407-414.
  • Утемиш-хаджи. 2017. Кара Таварих. В: Миргалеев И.М. (ред.). Казань: Институт истории имени Ш. Марджани АН РТ.
  • Феодосий. 1891. О местоположении Святой земли. Начала VI в. ППС 10, Вып. 1(28).
  • Франко I.Я. 1981. Святий Климент у Корсунi. Причинок до iсторiї старохристиянської легенди. В: Франко I.Я. Зiбрання творiв у 50 тт. Т. 34. Київ: Наукова думка, 7-347.
  • Цукерман К. 1995. Епископы и гарнизон Херсона в IV в. МАИЭТ IV, 545-561.
  • Юрченко А.Г. 2012. Хан Узбек: между империей и исламом. Структуры повседневности. Санкт-Петербург: Евразия.
  • Brewer K. 2016. Wonder and Skepticism in the Middle Ages. London: Routledge.
  • De Weese D. 1994. Islamization and Native Religion in the Golden Horde: Baba Tükles and Conversion to Islam in Historical and Epic Tradition. Pennsylvania: The Pennsylvania State University Press.
  • Die Pseudoklementinen. Bd. 4. Die Klemens-Biographie. Epitome prior. Martyrium Clementis. Miraculum Clementis. 2008. In: Risch F. X. (Hrsg.). Berlin; New York: Walter de Gruyter.
  • Epiphanius, Constantiensis in Cypro Episcopus 1858. Panarium sive arcula adversus octoginta haereses. In: Migne J.-P. (ed.). PG. T. XLI. Paris: Imprimerie Catholique, 174-1200.
  • Fragmenta Hesiodea 1967. In: Merkelbach R., West M. L. (eds.). Oxford: Oxford University Press.
  • Ioannes Chrysostomus. 1862. Homiliae XLIV in Epistolam primam ad Corinthios. In: Migne J.-P. (ed.). PG. T. LXI. Paris: Imprimerie Catholique, 9-381.
  • Kashtanov D., Korolev K., Vinogradov A. 2017. The Chronology of the Hagiographic Tradition of St. Clement of Rome. In: Rigo A. (ed.). Byzantine Hagiography. Turnhout: Brepols, 201-220.
  • Petrus Damiani. 1957. Vita beati Romualdi. In: Tabacco G. (ed.). Roma: Tipografia del Senato.
  • Ševčenko I. 1988/1989. Religious Missions Seen from Byzantium. HUS 12/13, 7-27.
  • Tertullian. 1972. Adversus Marcionem. In: Evans E. (ed.). Oxford: Clarendon Press.
  • The Earliest Life of Gregory the Great 1985. In: Colgrave B. (ed). Cambridge: Cambridge University Press.
  • The Homeric Hymn to Demeter. 1994. Translation, Commentary and Interpretive Essays. In: Foley H.P. (ed.). Princeton: Princeton University Press.
  • Theophanes Continuati. 2011. Chronographiae quae Theophanes Continuati nomine fertur liber quo vita Basilii imperatoris amplectitur. In: Ševčenko I. (ed.). CFHB. Vol. XLII. Berlin; Boston: Walter De Gruyter.
Еще
Статья научная