Церковное богословие в период от Первого до Второго Вселенского Собора (325–381 гг.)

Автор: Сидоров Алексей Иванович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Церковь в период вселенских соборов

Статья в выпуске: 7-8, 2009 года.

Бесплатный доступ

В работе рассматриваются основные богословские течения в период между Первым и Вторым Вселенскими Соборами. Констатируется, что хотя этот период обычно характеризуется как «эпоха триадологических (тринитарных) споров», главным движущим моментом догматической борьбы в это время являлись вопросы христологии и сотериологии.

Богословие, триадология, христология, сотериология, метод богословия, арианство, арий, монофизитство, омии, омиусиане

Короткий адрес: https://readera.org/140189866

IDR: 140189866

Список литературы Церковное богословие в период от Первого до Второго Вселенского Собора (325–381 гг.)

  • Афанасий Великий, свт. Творения. Т. II. М., 1994.
  • Афанасий Великий, свт. Творения. Т. III. М., 1994.
  • Бер И., свящ. Становление христианского богословия: Путь к Никее. Тверь, 2006.
  • Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. История богословской мысли. М., 2007. 5.
  • Болотов В.В. Собрание церковно­исторических трудов. Т. I. Учение Оригена о Св. Троице. М., 1999.
  • Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника. СПб., 2006.
  • Бриллиантов А.И. К вопросу о философии Эригены. К истории арианского спора. Происхождение монофизитства. СПб., 2006.
  • Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 2007.
  • Василий Великий, свт. Письма. М., 2007.
  • Верховский С.С. Бог и человек. Учение о Боге и Богопознании в свете Православия. М., 2004.
  • Виноградов В.П., протопр. О литературных памятниках полуарианства//Богословский вестник, 1911, 9. С. 727-761.
  • Владимир (Благоразумов), иером. Св. Афанасий Александрийский.Его жизнь, учено­литературная и полемико­догматическая деятельность. Кишинев, 1895.
  • Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. Патриарх Фотий. Сокращение церковной истории Филосторгия. Рязань, 2004.
  • Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Ярославль, 1908.
  • Дьяконов А.П. Иоанн Ефесский и его церковно­исторические труды. Типы высшей богословской школы в древней Церкви в III-IV вв. СПб., 2006.
  • Дюшен Л. История древней Церкви. Т. II. М., 1914.
  • Епифаний Кипрский, свт. Творения. Ч. IV. М., 1880.
  • Епифаний Кипрский, свт. Творения. Ч. V. М., 1882.
  • Иванцов­Платонов А.М., прот. Ереси и расколы первых трех веков христианства. М., 1877.
  • Иероним Стридонский, блаж. Творения. Ч. 5. Киев, 1910.
  • Иоанн (Митропольский), еп. История Вселенских Соборов. М., 1995.
  • Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. II. Кн. 2. М., 1994.
  • Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994.
  • Кирилл (Лопатин), иером. Учение св. Афанасия Великаго о Св. Троице (сравнительно с учением о том же предмете в три первые века). Казань, 1894.
  • Кудрявцев Н.П. Евстафий Антиохийский/Отдельный оттиск из «Богословского вестника». Сергиев Посад, 1910.
  • Лебедев А.П. Вселенские Соборы IV и V веков. Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. СПб., 2004.
  • Лебедев А.П. Из истории Вселенских Соборов IV и V веков. Полемика А.П. Лебедева с прот. А.М. Иванцовым­Платоновым. СПб., 2004.
  • Лебедев Д.А., свящ. Вопрос о происхождении арианства/Отдельный оттиск из «Богословского вестника». Сергиев Посад, 1916.
  • Ловягин Е.И. О заслугах святаго Афанасия Великаго для Церкви в борьбе с арианством. СПб., 1850.
  • Лоллий (Юрьевский), архиеп. Александрия и Египет. СПб., 2001.
  • Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви (IV-III в.). Вып. 1. СПб., 1910.
  • Муретов М.Д. Евсевий Памфил: Возражения на книгу Н. Розанова «Евсевий Памфил епископ Кесари Палестинской». М., 1881/Отдельный оттиск из «Православного обозрения». М., 1881.
  • Овсянников Е.М., прот. Арианский спор о познаваемости Бога//Вера и Разум, 1910, 4.
  • Орлов А.П. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского. Сергиев Посад, 1908.
  • Попов И.В. Труды по патрологии. Т. 1. Св. отцы II-IV вв. Сергиев Посад, 2004.
  • Розанов Н.П. Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской. М., 1880.
  • Самуилов В.Н. История арианства на латинском Западе (353-430). СПб., 1890.
  • Сидоров А.И. Древнецерковная историческая письменность: Основные этапы становления древнецерковной историографии//Альфа и Омега,2007, No 3 (50). С. 377-379.
  • Сидоров А.И. Святой Лукиан Антиохийский и его ученики: К предыстории Антиохийской школы//Альфа и Омега, 2007, 1 (48). С. 36-50; 2 (49). С. 38-57.
  • Скурат К.Е. Учение о спасении Афанасия Великого. Сергиев Посад, 2006.
  • Соколов И.И. Лекции по истории Греко­восточной Церкви. Т. I. СПб., 2005.
  • Сократ Схоластик. Церковная история. М., 1996.
  • Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. 1. Сергиев Посад, 1906.
  • Спасский А.А. Начальная стадия арианских движений и Первый Вселенский Собор в Никее. Исследования по истории древней Церкви. СПб., 2007.
  • Спасский А.А. Обращение императора Константина Великого в христианство. Исследования по истории древней Церкви. СПб., 2007.
  • Феодорит Кирский, блаж. Церковная история. М., 1993.
  • Флоровский Г., прот. Восточные отцы Церкви. М., 2005.
  • Чистосердов П. Св. Петр Александрийский (его жизнь и деятельность). Харьков, 1901.
  • Эрмий Созомен Саламинский. Церковная история. СПб., 1851.
  • Barbel J. Jesus im Glauben der Kirche. Die Christologie bis zum 5. Jahrhundert. Achaffenburg, 1976.
  • Bardy G. Aux origins de l’école d’Alexandrie//Recherches de Science Religieuse, 1937, 27. P. 83-85.
  • Barnard L.W. The Antecedents of Arius//Vigiliae Christianae, 1970, 24. P. 172-188.
  • Barnes T.D. Athanasius and Constantius. Theology and Politics in the Constantine Empire. Cambridge (Mass.), London, 2001.
  • Behr J. The Nicene Faith. Part 1. True God of True God. N. Y., 2004.
  • Bienert W.A. Dyonisius von Alexandrien. Zur Frage des Origenismus im dritten Jahrhundert. Berlin, N.Y., 1978.
  • Boularand E. Aux sources de la doctrine d’Arius//Bulletin de Littérature Ecclésiastique, 1967, 68. P. 18-19.
  • Boularand E. L’héresie d’Arius et la “foi” de Nicée. Paris, 1972.
  • Boularand E. Les débuts d’Arius//Bulletin de Littérature Ecclésiastique, 1965, 65.
  • Epiphanius III. Panarion haer. 65-80. De fide. Hrsg. von K. Holl und J. Dummer. Berlin, 1985
  • Geerard M. Clavis partum graecorum. V. II. Turnhout, 1974.
  • Gericke W. Marcell von Ancyra. Der Logos­Christologie und Biblizist. Sein Verhältnis zur antiochenischen Theologie und zum Neuen Testament. Halle, 1940.
  • Ghellinck J., de. Patristique et Moyen Age. Étude d’histoire littéraire et doctrinale. T. III. Bruxelles, Paris, 1948.
  • Greer R.A. The Captain of our Salvation. A Study of the Patristic Exegesis of Hebrews. Tübingen, 1973.
  • Greg R.C., Groh D.E. The Centrality of Soteriology in Early Arianism//Studia Patristica, 1984, XV. Part 1. P. 305-316.
  • Gregg R.C., Groh D.E. Early Arianism -A View of Salvation. Philadelphia, 1981.
  • Gwatkin H.M. The Arian Controversy. London, 1914.
  • Hanson R.P.C. The Search for the Christian Doctrine of God. The Arian Controversy. 318­381. Edinburgh, 1993.
  • Hefele Ch.J. Histoire des conciles d’après les documents originaux. T. I. Pt. 2. Paris, 1907.
  • Kannengiesser Ch. Handbook of Patristic Exegesis. The Bible in Ancient Christianity. Leiden, 2006.
  • Kannengiesser Ch. Holy Scripture and Hellenistic Hermeneutics in Alexandrian Christology: The Arian Crisis. Berkeley, 1982.
  • Kelly J.N.D. Early Christian Creeds. London, 1960.
  • Khaled A. Athanasius. The Coherence of his Thought. London, N.Y., 1998.
  • Kopeček Th.A. A History of Neo­Arianism. Cambridge (Mass.), 1979.
  • Liébaert J. Christologie von der Apostolischen Zeit bis zum Konzil von Chalcedon (451)//Handbuch der Dogmengeschichte. Hrsg. von M. Schmaus und A. Grillmeier. Bd.III, 1. Freiburg, Basel, Wien, 1965.
  • Lienhard J.T. Contra Marcellum. Marcellus of Ancyra and the Fourth­Century Theology. Washington, 1999.
  • Lorenz R. Arius judaizanz? Untersuchungen zur dogmengeschichtliche Einordnung des Arius. Göttingen, 1979.
  • Lorenz R. Die Christusseele im arianischen Streit//Zeitschrift für Kirchengeschichte, 1983, Bd. 94.
  • Luibheid C. Finding Arius//The Irish Theological Quarterly, 1978, 45.
  • Marcellus von Ankyra. Die Fragmente. der Brief an Julius von Rom. Herausgeben, eigeleite und ubersetzt von M.Vinzent. Leiden, N.Y., 1997. S. XIII-XXV.
  • Quasten J. Patrology. V.III. Utrecht, Antwerp, 1975. P. 198-200.
  • Radford L.R. Three Teachers of Alexandria: Theognostus, Pierius and Peter. A Study in the Early History of Origenism. Cambridge, 1908.
  • Ricken F. Zur Rezeption platonische Ontologie bei Eusebios von Kaisareia, Areios und Athanasios//Theologie und Philosophie, 1978, 53. S. 337-343.
  • Roldanus J. Le Christ et l’homme dans la théologie d’Athanase d’Alexandrie. Étude de la conjunction de sa conception de l’homme avec sa christologie. Leiden, 1977. P. 356
  • Sellers R.V. Eustathius of Antioch and his Place in the Early History of Christian Doctrine. Cambridge, 1928.
  • Sellers R.V. Two Ancient Christologies. A Study in the Christological Thought of Schools of Alexandria and Antioch in the Early History of Christian Doctrine. London, 1940.
  • Simonetti M. La crisi ariano nel IV secolo. Roma, 1975.
  • Spoerl K.M. Apollinarian Christology and the Anti­Marcellian Tradition//Journal of Theological Studies, 1994, 45. P. 545-568.
  • The Panarion of Epiphanius of Salamis. Book I. Transl. by F. Williams. Leiden, 1987.
  • Torrance Th.E. Divine Meaning. Studies in Patristic Hermeneutics. Edinburgh, 1995.
  • Urbina I O., de. Nicée et Consantinople//Histoire des conciles oecuméniques. T. I. Paris, 1962.
  • Vivian T. St. Peter of Alexandria. Bishop and Martyr. Philadelphia, 1988.
  • Wiles M. Archetypal Heresy. Arianism through the Centuries. Oxford, 1996.
  • Williams R. Arius. Heresy and Tradition. London, 2001.
Еще
Статья научная