Ценностный статус мифа в философско-эстетической программе О.Э. Мандельштама

Автор: Филатов Антон Владимирович

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 3 (50), 2019 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена рассмотрению категории мифа в художественном сознании О.Э. Мандельштама и описанию его мифопоэтической стратегии. Утверждается, что миф, в отличие от символа, не воспринимался акмеистами как негативная черта поэтики символизма, несмотря на тесную связь двух этих категорий, обоснованную в работах В.И. Иванова. На основании анализа теоретических и художественных текстов Мандельштама автор статьи доказывает, что в понимании мифа поэт следует мифопоэтической концепции И.Ф. Анненского, противоположной идеям Иванова. Анненский становится для Мандельштама эталоном поэта, преломляющего в своем творчестве достижения мировой культуры, но при этом сохраняющего оригинальность и связь с современностью. Делается вывод, что понятие мифа как феномена, связанного с традицией, у Мандельштама расширяется и приобретает аксиологический смысл. Оно включает в себя не только наследие архаических культур, но и любое произведение искусства, получившее статус ценности в мировой культуре. Образец подобного мифологизирования поэт находит в «Шагах командора» А.А. Блока и придерживается его в своем творчестве, перенося акцент с мифического пространства на реалии своего времени («Петербургские строфы»). Это подтверждается при анализе стихотворений, обращающихся к орфическому мифу и мифологеме царства теней. Используя различные анахронические образы, Мандельштам соединяет в своей лирике мифы и современность, позволяя себе трансформировать и контаминировать различные традиционные сюжеты, не разрушая при этом их генетической связи с источником.

Еще

О.э. мандельштам, н.с. гумилев, и.ф. анненский, в.и. иванов, акмеизм, аксиология, миф, мифопоэтическая стратегия, орфей, адам

Короткий адрес: https://sciup.org/149127181

IDR: 149127181   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2019-00071

Список литературы Ценностный статус мифа в философско-эстетической программе О.Э. Мандельштама

  • Аверинцев С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Аверинцев и Мандельштам: cтатьи и материалы. М., 2011 С. 37-119.
  • Анненский И.Ф. Античный миф в современной французской поэзии // Гермес. 1908 № 7 С. 177-185.
  • Анненский И.Ф. Античный миф в современной французской поэзии // Гермес. 1908 № 7 С. 177-185.
  • Бройтман С.Н. "В Петербурге мы сойдемся снова" О. Мандельштама в свете исторической поэтики // Сохрани мою речь. Вып. 3 Часть 1 М., 2000 С. 138- 158
  • Гаспаров М.Л. Анненский - переводчик Эсхила // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. 2 О стихах. М., 1997 С. 141-147.
  • Городецкий С.М. Некоторые течения в современной русской поэзии // Акмеизм в критике. 1913-1917. СПб., 2014 С. 84-89.
  • Грякалова Н.Ю. Н.С. Гумилев и проблемы эстетического самоопределения акмеизма // Николай Гумилев. Исследования. Материалы. Библиография. СПб., 1994 С. 103-123.
  • Гутрина Л.Д. Образ "блаженных жен" в двух "театральных" стихотворениях О.Э. Мандельштама // Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. Вып. 10 Екатеринбург, 2007 С. 26-38.
  • Зиновьева А.Ю. Вечные образы // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001 Стлб. 121-123.
  • Кихней Л.Г. Философско-эстетические принципы художественная практика Осипа Мандельштама. М., 1997
  • Левин Ю.И. Заметки о "крымско-эллинских" стихах // Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998 С. 75-97.
  • Левинтон Г.А. Город как подтекст (Из "реального" комментария к Мандельштаму) // ΠΟΛΥΤΡΟΠΟΝ. К 70-летию Владимира Николаевича Топорова. М., 1998 С. 730-755.
  • Лекманов О.А. Книга об акмеизме и другие работы. Томск, 2000
  • Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. М., 2004
  • Мандельштам О.Э. Собрание сочинений: в 4 т. М., 1993-1999.
  • Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976
  • Минц З.Г. О некоторых "неомифологических" текстах в творчестве русских символистов // Минц З.Г. Поэтика русского символизма. СПб., 2004 С. 59-96.
  • Немировский А.И. Обращение к античности // Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама: воспоминания. Материалы к биографии. "Новые стихи". Комментарии. Исследования. Воронеж, 1990 С. 452-465.
  • Ошеров С.А. "Tristia" Осипа Мандельштама и античная культура // Мандельтштам и античность. М., 1995 С. 188-203.
  • Полонский В.В. Мифопоэтика и динамика жанра в русской литературе конца XIX - начала ХХ в. М., 2008
  • Ронен О. Поэтика Осипа Мандельштама. СПб., 2002
  • Сошкин Е.П. Гипограмматика. Книга о Мандельштаме. М., 2015
  • Таборисская Е.М. Петербург в лирике Мандельштама // Жизнь и творчество Мандельштама. Воспоминания. Материалы к биографии. "Новые стихи". Комментарии. Исследования. Воронеж, 1990 С. 515-528.
  • Тарановский К. О поэзии и поэтике. М., 2000
  • Тименчик Р.Д. Что вдруг. Статьи о русской литературе прошлого века. М.; Иерусалим, 2008
  • Тоддес Е. К теме: Мандельштам и Пушкин // Philologica: рижский филологический сборник. Вып. 1 Рига, 1994 С. 74-109.
  • Филатов А.В. Аксиологический подход к изучению мифопоэтики: адамический миф в лирике Н.С. Гумилева // Новый филологический вестник. 2017 № 4 (43). С. 141-149.
  • Филатов А.В. Мифопоэтические стратегии В.И. Иванова и И.Ф. Анненского и формирование акмеистической мифопоэтики // Вестник Православного Свято- Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. 2018 № 55 С. 75-85.
  • Шубинский В.И. Зодчий. Жизнь Николая Гумилева. М., 2014
  • Ярхо В.Н. Антигона // Мифологический словарь. М., 1990 С. 51
  • Brown C. Mandelstam. Cambridge, 1973
Еще
Статья научная