Боспор. Полихромные стили позднеримской эпохи

Автор: Шаров Олег Васильевич

Журнал: Нижневолжский археологический вестник @nav-jvolsu

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 2 т.18, 2019 года.

Бесплатный доступ

Под полихромным стилем позднеримской эпохи понимается сочетание следующих признаков: устойчивый набор элементов орнамента, техника нанесения орнамента (тиснение, басма, напаянные зернь и филигрань) и вставки полудрагоценных камней/стекла в напаянные или вырезанные касты. Для позднеримской эпохи можно выделить пять стилистических групп полихромных изделий, выполненных в различных орнаментальных стилях. К предметам первой стилистической группы «Иллеруп - Керчь» можно отнести типы изделий, украшенные тонкими золотыми пластинами с тиснением следующих типов орнамента: зерни, филиграни, концентрических кругов и змеек. Они появляются еще во второй трети III в. и бытуют вплоть до середины IV в. н.э. К предметам второй стилистической группы «Беркасово - Кишпек» можно отнести типы изделий, украшенные главным образом уже серебряными позолоченными тонкими пластинками с тиснением как известных, так и новых типов орнамента: косых крестов, звездочек, треугольников. Эти предметы появляются не ранее начала IV в., продолжают существовать также и в развитом IV в. К предметам третьей стилистической группы «Горгиппия - Лоо» следует отнести массивные золотые предметы, украшенные в центре обойм бирюзовыми, сердоликовыми и гранатовыми вставками, а по полю - орнаментом в виде фестонов из напаянной зерни, по краям обойм и вокруг гнезд - в виде напаянной филиграни. В позднеримское время они характерны для памятников Кавказа (Армазисхеви, Клдеети, Лоо и т. д.), в основном второй половины II - первой половины III в., но известны также и на Боспоре (Горгиппия, Пантикапей), и в Прикубанье («Золотое кладбище»). В позднеримское время также известны редкие изделия, выполненные в морфологически близкой технике перегородчатой инкрустации, которые можно выделить в четвертую стилистическую группу «Арагвиспири - Танаис». Это единичные комплексы: Комаров II, кург. 8, Аджимушкай, 1841 г., погребение с Золотой маской, 1837 г., Бердянский курган, мог. Центральный, Танаис, 1972 г. и т. д. Во второй трети IV в. н.э. появляется пятая группа изделий «Мессаксуди - Керчь», которая сочетает в себе признаки двух предыдущих групп - орнаменты третьей группы - настоящая зернь и филигрань, но на тонкой золотой пластинке. Основной орнамент на вещах этой группы - треугольники из настоящей зерни, которые заполняют все поле изделия между кастами, куда вставлены полудрагоценные камни и стекло. Почти все предметы выделенных третьей и пятой групп полихромных изделий по своим признакам могут соотноситься с изделиями I стилистической группы полихромных изделий гуннской эпохи по И.П. Засецкой, но предшествуют им и датируются III-IV вв. н.э.

Еще

Боспор, позднеримское время, полихромия, техника перегородчатой инкрустации, стилистическая группа, декор, орнамент, каст, полудрагоценный камень/стекло

Короткий адрес: https://sciup.org/149130860

IDR: 149130860   |   DOI: 10.15688/nav.jvolsu.2019.2.13

Список литературы Боспор. Полихромные стили позднеримской эпохи

  • Амброз А. К., 1966. Фибулы юга европейской части СССР (II в. до н.э. - IV в. н.э.) // САИ. Д1-30. М.: АН СССР. 141 с.
  • Амброз А. К., 1992. Боспор. Хронология раннесредневековых древностей // Боспорский сборник. Вып. 1. М.: НИАЦ "Архэ". С. 6-108.
  • Бажан И. А., Щукин М. Б., 1990. К вопросу о возникновении полихромного стиля клуазоне эпохи Великого переселения народов // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Вып. 30. Л.: Искусство. С. 83-96.
  • Безуглов С. И., Захаров А. В., 1989. Богатое погребение позднеримского времени близ Танаиса // Известия Ростовского областного музея краеведения. № 6. Ростов н/Д: РОМК. С. 61-82.
  • Белинский И. В., Бойко А. Л., 1991. Тайник позднесарматского времени кургана 2 могильника "Аэродром I" // Историко-археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 1990 году. Вып. 10. Азов: Изд-во Азов. музея-заповедника. С. 85-96.
  • Василев В., Митанов П., 1974. Консервация на находки от гроб от IV в. в Силистра // Музеи и памятницы на культурата. Кн. 1. София: М-во на културата на България. С. 28-46.
  • Гущина Н. И., Засецкая И. П., 1994. "Золотое кладбище" Римской эпохи в Прикубанье. СПб.: Фарн. 172 с.
  • Засецкая И. П., 1980. Изображение "пантеры" в сарматском искусстве // Советская археология. № 1. С. 46-55.
  • Засецкая И. П., 1982. Классификация полихромных изделий гуннской эпохи по стилистическим данным // Древности эпохи Великого переселения народов V-VIII вв. М.: Наука. С. 3-29.
  • Засецкая И. П.,1989. Проблемы сарматского звериного стиля: историографический обзор // Советская археология. № 3. С. 35-47.
  • Засецкая И. П., 1994. Культура кочевников южнорусских степей в гуннскую эпоху (конец IV - V в.). СПб.: Эллипс Лтд. 224 с.
  • Засецкая И. П., 2003. Золотые браслеты из сарматского погребения Кобяковского могильника (происхождение, сюжет и место изготовления) // Российская археология. № 4. С. 46-52.
  • Засецкая И. П., Шаров О. В., 2008. Декоративные наборы конского снаряжения III-IV вв. н.э. // Сокровища сарматов: каталог выставки. СПб.; Азов: Изд-во Азов. музея-заповедника. С. 62-65.
  • Засецкая И. П., Минасян Р. С., 2008. Золотые ножны кинжала из кургана Дачи - уникальное произведение древнего ювелирного искусства // Сокровища сарматов: каталог выставки. СПб.; Азов: Изд-во Азов. музея-заповедника. С. 44-52.
  • Ковалев С. И., 1986. История Рима. Л.: Изд-во ЛГУ. 788 с.
  • Марченко И. И., 1996. Сираки Кубани. Краснодар: Изд-во КубГУ. 320 с.
  • Минасян Р. С., Шаблавина Е. А., 2009а. О роли технической терминологии в археологической литературе // Гунны, готы и сарматы между Волгой и Дунаем: сб. науч. ст., посвящ. юбилею И.П. Засецкой. СПб.: Фак. филологии и искусств СПбГУ. С. 236-261.
  • Минасян Р. С., Шаблавина Е. А., 2009б. Техника изготовления вещей из погребения Рескупорида // Тайна Золотой маски. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже. СПб.: Изд-во ГЭ. С. 77-96.
  • Мордвинцева В. И., 2003. Полихромный звериный стиль. Симферополь: Универсум. 216 с.
  • Мордвинцева В. И., Трейстер М. Ю., 2007. Произведения торевтики и ювелирного искусства в Северном Причерноморье: в 3 т. Симферополь; Бонн: Тарпан. Т. I - 308 с.; Т. II - 256 с.; Т. III - 206 с.
  • Мордвинцева В. И., 2010. Прикубанские броши (по материалам Краснодарскоrо государственного историко-археологического музея-заповедника) // Боспорские исследования. Вып. XXIII. С. 302-320.
  • Шаров О. В., 1995. Культурно-исторические связи Восточной Европы и Северного Причерноморья в середине III - первой половине IV в. н.э. (древности горизонта Лейна-Хасслебен и черняховская культура): дис.... канд. ист. наук. СПб.: Изд-во СПбГУ. 455 с.
  • Шаров О. В., 2004. О полихромных стилях на Боспоре в позднеримскую эпоху // Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Этнические процессы. Боспорские чтения. Вып. V. Керчь: Центр археологических исследований БФ "Деметра". С. 408-413.
  • Шаров О. В., 2009а. Погребение с Золотой маской. История открытия и хронология комплекса // Тайна Золотой маски. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже. СПб.: Изд-во ГЭ. С. 17-42.
  • Шаров О. В., 2009б. Боспор и варварский мир Центральной и Восточной Европы в позднеримскую эпоху (середина II - середина IV в. н.э.): дис.... д-ра ист. наук. СПб.: ИИМК РАН. 572 с.
  • Шаров О. В., 2010. Парадная конская упряжь в эпоху поздней Империи // Краеугольный камень. Археология, история, искусство, культура России и сопредельных стран. 80-летию со дня рождения Анатолия Николаевича Кирпичникова посвящается. В 2 т. Т. 2. М.: Ломоносов. С. 483-499.
  • Шаров О. В., 2012. Пирамидальный склеп № 1 по дороге к Царскому кургану, или склеп № 1, открытый в 1841 году в кургане у дороги на Аджимушкайские каменоломни в Керчи. Историографическое исследование // Stratum Plus. № 4. С. 201-237.
  • Яценко С. А., Малашев В. Ю., 2000. О полихромном стиле позднеримского времени на территории Сарматии // Stratum Plus. № 4. С. 226-250.
  • Alfцldi A., 1934. Eine Spдtrцmische Helmform und Ihre Schicksale im germanisch-romanischen Mittelalter // Acta Archaeologica. № 5. Р. 99-144.
  • Beck F., Kazanski M., Vallet F., 1988. La riche tombe de Kertch du Musee des Antiquites Nationales // Antiquites Nationales. № 20. Paris: Bulletin publie par le Musee des et par la Societe Antiquites des Amis Nationales du Musee et du Chateau de Saint-Germain-en-Laye. Р. 63-81.
  • Becker von M., 2001. Gold fьr die Ewigkeit. Das germanische Fьrstengrab von Gommern. Begleiterbd. zur Sonderausstellung vom 18.10.2000 bis 28.02.2001 im Landesmuseum fьr Vorgeschichte Halle (Saale). Halle (Saale): Landesamt fьr Archдologie Sachsen-Anhalt. 223 S.
  • Carnap-Bornheim C. von, 1998. Granat, Karneol, Topas, Onyx und Bernstein - Zu schmucksteinverzierten Gegenstдnden der rцmischen Kaiserzeit in Nord-, West-, und Ostmitteleuropa // Bericht der Rцmisch-Germanischen Kommission. Band 79. Mainz: Verlag Filipp von Zabern. S. 260-275.
  • Carnap-Bornheim C., Ilkjr J.,1996. Illerup dal. Die Prachtausrьstungen. Bd. 5. Aarhus: Jysk Arkжologisk Selskab. 486 S.
  • Delbrueck R., 1932. Аntike Porphyrwerke. Berlin: Verlag von Walter de Gruyter & Co. 246 S.
  • Ilkjr J., 1990. Illerup dal. Die Lanzen und Speere. Aarhus: Jysk Arkжologisk Selskab. 404 S.
  • Ilkjr J., 2000. Illerup dal - ein archaologischer Zauerspiegel. Aarhus: Jysk Arkжologisk Selskab. 188 S.
  • Klumbach H., 1973. Spдtrцmische Gardehelme // Mьnchner Beitrдge zur Vor-und Frьgeschichte. Vol. XV. Munich: C.H. Beck'sche, 117 p., 65 Pl., 27 Fig.
  • L'Or des Amazones, 2001. Peuples nomades entre Asie et Europe VI-e siиcle av. J.-C. - IV-e siиcle apr. J.-C.: [Catalogue de l'expos.]. Musйe Cernuschi, Musйe des arts de l'Asie de la ville de Paris, 16 mars -15 juillet 2001. Paris: Paris musйes. 300 p.
  • Martin-Kilcher S., 1985. Ein silbernes Schwertortband mit Niellodekor und weitere Militдrfunde des 3. Jahrhunderts aus Augst // Jahresbericht aus Augst und Kaiseraugst, 5. Liestal: Amt fьr Museen und Archдologie des Kantons Basel-Landschaft. S. 147-203.
  • Musche B., 1988. Vorderasiatischer Schmuck zur Zeit der Arschakiden und der Sasaniden. Leyden; New-York; Copenhauge; Cologne: Verlag Brill. 350 S.
  • Roeren R., 1960. Zur Archдologie und Geschichte Sьdwestdeutschlands im 3. bis 5. Jahrhunden n. Chr. // Jahrbuch des Rцmisch-Germanischen Zentralmuseums Mainz. Mainz: Verlag Filipp von Zabern. S. 214-294.
  • Љarov O., 2003. Grдber der sarmatischen Hochadels am Bospor // Kontakt-Kooperation- Konflikt Germanen und Sarmaten zwischen dem 1. und 4. Jahrh. nach Christus. Marburg: Wachholz Verlag, S. 35-64.
  • Љarov O.,1994. Ein reiches Pferdegeschirr aus Kerи // Beitrage zu rцmischer und barbarischer Bewaffnung in den ersten vier nachchristlischen Jahrhunderten. Lublin; Marburg: Vorgeschichtliches Seminar der Philipps-Universitдt Marburg. S. 417-428.
  • Shchukin M., Bazhan I., 1994. The Cloisonnй style: Danubian, Bosphorian, Georgian or Sassanian? // Acta archaelogica. V. 65. P. 233-248.
  • Shchukin M., Kazanski M., Sharov O., 2006. Des les Goths aux Huns. Le Nord de la memoire au Bas-Empire et a l' epocue des Grandes Migration. Archaeological Studies on Late Antiquity and Early Medieval Europe (400-1000 A.D.). BAR, Intern. Ser. № 1535. Oxford: Hadrian Books Ltd. 482 р.
  • Simonenko A.V., 2008. Rцmische Importe in sarmatischen Denkmдlern des nцrdischen Schwarzmeergebietes // Rцmische Importe in sarmatischen und mдotischen Grдbern zwischen unterer Donau und Kuban. Archдologie in Eurasien. Bd. 25. Mainz: Verlag Filipp von Zabern. 272 S.
  • Soupault-Besquelin V., 1999. Imitatio Imperii. Le cas des plaques-boucles du style polychrome (du III au IV s. ap. J.-C.) // Germania: Anzeiger der Rцmisch-Germanischen Kommission des Deutschen Archдologischen Instituts. Vol. 77, No. 1. S. 294-305.
  • Treister М., 2002. Late Hellenistic Bosporan Polychrome Style and its Relation to the Jewellery of Roman Syria (Kuban Brooches and Related Forms) // Silk Road Art and Archaeology. No. 8. Р. 29-72.
Еще
Статья научная