Богословское осмысление историзма ветхого завета: ключевые темы

Автор: Легеев Михаил Викторович, Добыкина Анастасия Алексеевна

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 2 (85), 2019 года.

Бесплатный доступ

Библия является первым источником представления об истории в современном смысле этого слова, предполагающем такие характеристики «истории», как наличие взаимодействий и общественных процессов, целесообразность и осмысленность, становление и прогресс. Мысль об истории как способе бытия человека и человечества - в их неминуемом и жизненно необходимом отношении с Богом - закладывается с первых строк Священного Писания, неизменно сохраняясь на протяжении всего его повествования. Ветхий Завет «вводит в оборот» весь комплекс ключевых историко-богословских тем и историософем (историко-богословских образов), которые впоследствии будут раскрыты в Новом Завете в своём предельном содержании. Среди них - и относящееся к самому характеру истории как способа тварного бытия человека, и представлению о её целесообразности, линейности и цельности; темы и образы, относимые к священной истории как стержнеобразующему процессу во всеобщей истории мира - пронизанности её отношениями с Богом, но и значении в ней фигуры человека. Важное значение для осмысления библейского историзма имеют и внутренние закономерности исторического развития, соотнесённость между собою различных стадий истории, ожидание её конца. Представление о соотношении между собою всеобщей, локальной и частных историй также постепенно вызревает и формируется в ткани Библии. Наиболее общей систематизации историко-богословской проблематики в Ветхом Завете и посвящена настоящая статья

Еще

Богословие истории, церковь, библия, библейский историзм, историософия церкви, библейское богословие, исторические книги

Короткий адрес: https://sciup.org/140246692

IDR: 140246692   |   DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10022

Список литературы Богословское осмысление историзма ветхого завета: ключевые темы

  • Августин Иппонский, блаж. О Граде Божием. В 4 т. М.: Изд-во Спа-со-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Т. 2. 336, X с.
  • Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М. 1977. 320 с.
  • Бальтазар Х. У. фон. Теология истории. М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. 136 с.
  • Бальтазар Х. У. фон. Целое во фрагменте. Некоторые аспекты теологии истории. М.: Истина и Жизнь, 2001. 368 с.
  • Бультман Р. История и эсхатология. Присутствие вечности. М.: «Канон+» -РООИ «Реабилитация», 2012. 208 с.
  • Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев//Он же. Творения. В 2 т. Т. 1. М.: Сибирская благозвонница, 2008. С. 319-429.
  • Голдсуорси Г. По Божьему замыслу. Введение в библейское богословие. Черкассы: Колоквиум, 2011. 320 с.
  • Даниелю Ж. Христианское понимание истории//Символ. № 16. 1986. С. 33-48.
  • Даниелю Ж. Христос центр истории//Символ. № 10. 1983. С. 9-23.
  • Добыкин Д. Г. Православное учение о толковании Священного Писания: лекции по библейской герменевтике. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2016. 272 с.
  • Кассиан (Безобразов), еп. Евангелисты как историки//Он же. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТГУ -Русский путь, 2001. С. 485-505.
  • Климент Римский, свщмч. Первое послание к коринфянам//Писа-ния мужей апостольских. М.: Издат. Совет РПЦ, 2003. С. 135-172.
  • Лаврентьев А. Теология истории Вольфхарта Панненберга//Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2015. № 3(33). С. 345-360.
  • Легеев М., свящ. Богословие истории и актуальные проблемы экклезиологии. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2018. 312 с.
  • Лодел М. История Бога. СПб.: Изд-во «Вера и святость» -«Библия для всех», 2006. 276 с.
  • Любак А. де. Католичество. Социальные аспекты догмата. Милан: «Христианская Россия», 2012. 400 с.
  • Максим Исповедник, прп. Амбигва 7//Он же. Полемика с оригениз-мом и моноэнергизмом. СПб.: Изд-во СПбГУ -РХГА, 2007. С. 241-293.
  • Максим Исповедник, прп. О недоумениях к Иоанну//Он же. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. С. 51-383, 396-462.
  • Мартинс Э. Замысел Бога. СПб.: Библия для всех, 1995. 281 с.
  • Мелитон Сардийский, свт. О Пасхе: Литургическая поэма/Пер. с греч. и послесл. иером. Илариона (Алфеева). М.: Крутицкое Патриаршее подворье -Об-во любителей церк. истории, 1998. 36 с.
  • Мень А., прот. Библиологический словарь. М.: Фонд им. Александра Меня, 2002. 608 с.
  • Мень А., прот. Исагогика. Ветхий Завет. М.: Фонд им. А. Меня -Общедоступный православнй университет, 2003. 640 с.
  • Мольтман Ю. Начало и завершение времени в первоначальном и эсхатологическом моментах//Богословие творения. М.: Изд-во ББИ, 2013. С. 24-36.
  • Никита Стифат, прп. О рае//Ким Н., свящ. Рай и человек: наследие преподобного Никиты Стифата. СПб.: Алетейя, 2003. С. 87-176.
  • Николай Кавасила, св. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы и Владычицы нашей Приснодевы Марии//Он же. Христос. Церковь. Богородица. М.: Храм св. мч. Татианы при МГУ, 2007. С. 345-360. Теология 27
  • Софроний (Сахаров), архим. Аз есмь. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра -М-рь св. Иоанна Предтечи, 2017. 168 с.
  • Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. М.: Путём зерна, 2000. 256 с.
  • Феофил Антиохийский, свщисп. Три послания к Автолику//Сочинения древних христианских апологетов. СПб.: Благовест-Алетейя, 1999. С. 128-191.
  • Эриксон М. Христианское богословие. СПб.: «Библия для всех», 2009. 1088 с.
  • Cullmann O. Christ and Time. The Primitive Christian Conception of Time and History. London: SCM Press Ltd., 1962. 253 p.
Еще
Статья научная