"Бюрократическое иго" Санкт-Петербурга в отображении русской классики XIX - начала XX века

Бесплатный доступ

Автор исходит из неосознанного до сих пор феномена - наличия русской дореволюционной интеллектуально-нравственной традиции, представители которой, включая Н.М. Карамзина и других классиков «почвенной» ориентации, стремились перевоспитать санкт-петербургский политический класс в духе русизма. Поэтому они критиковали «бюрократическое иго Петербурга», которым обернулась западническая ошибка Петра Великого в виде бюрократическо-абсолютистских заимствований с Запада.

Русизм, дух русской народности, самобытность, русская традиция, свободный консерватизм, западничество, подражательность, официальная Россия

Короткий адрес: https://sciup.org/148315419

IDR: 148315419   |   DOI: 10.37313/2658-4816-2020-2-4-5-14

Список литературы "Бюрократическое иго" Санкт-Петербурга в отображении русской классики XIX - начала XX века

  • Ковалевский П.И. Психология русской нации. Воспитание молодежи. М., 2005. С. 62.
  • Вандам А., Головин Н., Бубнов А. Неуслышанные пророки грядущих войн: Сборник. М., 2004. С. 46-49.
  • Суворин А.С. Дневник. М.: Книговек, 2015. С. 260.
  • См., напр.: Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). М., 2001. С. 106.
  • Там же. С. 117-118.
  • Фонвизин Д.И. Собрание сочинений в 2 томах. Т. 1. М.-Л., 1959. С. 72.
  • Там же. Т. 2. С. 443. Справедливость недовольства Д.И. Фонвизина «просветителями» подтверждается откровенными критическими характеристиками «просветителей» со стороны Ж.-Ж. Руссо в его «Исповеди». См., напр.: Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения в трех томах. Т. III. М., 1961. С. 362-375, 380, 399, 401, 407 и др.
  • Там же. С. 449.
  • Ужанков А.Н. «Слово о Законе и Благодати» и другие творения митрополита Илариона Киевского. М., 2014. С. 208-209, 201-211. Профессор Литературного института А.Н. Ужанков сделал уточненный перевод классического произведения первоначальной русской словесности.
  • Карамзин Н.М. Записка о Древней и Новой России в ее политическом и гражданском отношениях (1811). М., 1991. С. 98, 32, 49.
  • Там же. С. 32.
  • Карамзин Н.М. Указ. соч. С. 53-54.
  • Там же. С. 97.
  • Тютчев Ф.И. Сочинения в 2 томах. Т. 2. Письма. М.: Правда, 1980. С. 186-187.
  • Там же. С. 190.
  • См. о них в данном контексте: Шульгин В.Н. Русский свободный консерватизм первой половины XIX в. СПб., 2009.
  • См. подробнее: Шульгин В.Н. Почвенничество // Русский консерватизм середины XVIII - начала XX века. Энциклопедия. М., 2010. С. 376.
  • См.: 1) ЛунинМ.С. Письма из Сибири. М.: Наука, 1987. С. 24-25, 56, 121; 2) Мемуары декабристов. Южное общество. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 50.
  • См. подробнее: Шульгин В.Н. «Уважение к своему народному достоинству»: Почему «Записка о древней и новой России» была запрещена // Литературная газета. 2011. № 44 (6345).
  • Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. Собрание сочинений. М., 2000. С. 6.
  • Пушкин А.С. Друзьям (1828) // Он же. Полн. собр. соч. в 10 томах. Т. 3. М., 1963. С. 48.
  • Тютчев Ф.И. Сочинения в 2 томах. Т. 2. Письма. М.: Правда, 1980. С.159, 164-165, 173, 176 (курсив Тютчева. - В.Ш.).
  • Там же. С. 185.
  • Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания. Дневник. М.: Захаров, 2000. С. 115.
  • Там же. С. 235.
  • Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений и письма в шести томах. Т. 6. Письма 1860-1873. М., 2004. С. 9 (курсив Тютчева. - В.Ш.).
  • Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма. М., 1997. С. 81.
  • Там же. С. 86.
  • Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений и письма в шести томах. Т. 6. С. 271. Аналогичных суждений в письмах Тютчева много - см.: С. 300, 302, 312, 326, 368-369 и др.
  • Там же. С. 364. Тютчев, наблюдая чиновные сочувствия Парижской коммуне, иронично предрекал в письме к И.С. Аксакову, взяв за кальку-образец Заповеди Блаженств на цер-ковно-славянском, подчеркивая неизбежность Революции: «.блаженны нигилисты, тии бо наследят землю до поры до времени». Там же. С. 399.
  • Там же. С. 402.
  • Никитенко А.В. Записки и дневник. В 3 т. Т. 3. М.: Захаров, 2005. С. 123.
  • Там же. С. 177.
  • Суворин А.С. Указ соч. С. 260.
  • Ларионов В.Е. О православном монархизме и монархизме воровском // Третий Рим. Русский альманах. № 5. Иркутск, 2006. С. 96-97.
  • См.: Свиридов Г.В. Музыка как судьба. М., 1917. С. 456-459 и др.
  • См., напр.: Флоренский П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем // Он же. Сочинения в четырех томах. Т. 2. М., 1996. С. 647-681.
  • См.: Платонов О. Ленинградское дело // http:// www.hrono.ru/sobyt/1900sob/19500930len.php
  • Этот идеолог ЦК КПСС «прославился» своим антирусским манифестом. См.: [Яковлев А.Н.] Против антиисторизма // Литературная газета. 15 ноября 1972.
  • Ин.. 1: 11 (цитата на церковно-славянском языке).
  • Розанов В.В. К открытию памятника П.А. Столыпину // Розанов В.В. На фундаменте прошлого (Статьи и очерки 1913-1915 гг.) / Общая редакция А.Н. Николюкина. М.: Республика, 2007. С. 136-137 (курсив мой. - В.Ш.).
  • М. Алданов, по сути, внес вклад в социологию Русской революции, показывая ее как синтез духа «убийства», отстаиваемого революционной интеллигенцией, и «самоубийства», характерного для столичной аристократии. См. его романы о вызревании Революции в XIX - XX вв. «Истоки», «Начало конца», «Самоубийство».
Еще
Статья научная