Баллады И. И. Дмитриева: жанровые стратегии и тактики

Автор: Петров А.В., Колесникова О.Ю.

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Литературоведение

Статья в выпуске: 1 т.43, 2021 года.

Бесплатный доступ

Посредством сравнительно-исторического и ретроспективного методов авторы статьи исследуют шесть поэтических текстов, написанных в 1790-1805 годах И. И. Дмитриевым, поэтом, соратником Н. М. Карамзина. Все эти произведения несут в себе черты балладного жанра и могут считаться итоговыми для русской баллады на доромантическом этапе ее развития. Цель статьи - описать общую концепцию жанра баллады, какой она могла видеться Дмитриеву, и выявить конкретные пути и художественные способы ее воплощения. Один из путей - создание «гибрида», например поэмы-баллады, таков «Ермак» Дмитриева, в котором есть также и черты оды. В трех «балладах-былях» поэта можно увидеть приметы притчи, мелодрамы и новеллы. «Новеллистическая баллада-быль» на социально-бытовом материале без обращения к «чудесному», или фантастическому, в особенности привлекала Дмитриева. В результате постепенного отказа от атрибутов иных жанров рождалась русская баллада на национальном (как историческом, так и современном) материале; такой «чистой» балладой следует считать хронологически последнее из шести рассмотренных произведений поэта - «Старинную любовь» (1805). Парадоксально, но Дмитриев очень быстро осознал пародийный потенциал только формирующегося еще жанра («Отставной вахмистр»). Во всех своих балладных текстах он последовательно использует суггестивную технику, в особенности такой ее вид, как suspense -создание с помощью и словесных, и экстралингвистических приемов атмосферы тревоги, напряженного ожидания, страха. Все дмитриевские балладоиды оказываются связаны темой смерти, интерес к которой становится культурным феноменом эпохи сентиментализма / предромантизма. Выделенные в статье признаки ранней русской баллады и балладной «техники» позволяют включить в «балладный контекст» рубежа XVIII-XIX веков гораздо большее количество произведений, чем это принято сейчас в нашей науке.

Еще

И. И. Дмитриев, жанр баллады, балладоид, русская поэзия конца XVIII - начала XIX века, суггестия, suspense, предромантизм, сентиментализм

Короткий адрес: https://sciup.org/147227324

IDR: 147227324   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2021.570

Список литературы Баллады И. И. Дмитриева: жанровые стратегии и тактики

  • Благой Д. Д. История русской литературы XVIII века. М.: Учпедгиз, 1951. 685 с.
  • Валеев Э. Н. Судьбою прерванный полет. Г. П. Каменев в русской литературе рубежа XVIII-XIX веков. Казань: Наследие, 2001. 136 с.
  • Иезуитова Р. В. В. Жуковский. Эолова арфа // Поэтический строй русской лирики. М.: Наука, 1973. С. 38-52.
  • Козин А. А. Жанровый Blitzweg: русская литературная баллада конца XVIII - начала XIX века в оценке отечественного литературоведения // Художественное осмысление действительности в зарубежной литературе / Отв. ред. А. А. Стрельникова. М.: Изд-во МГОУ, 2019. С. 22-29.
  • Литература русского предромантизма: мировоззрение, эстетика, поэтика / Под ред. Т. В. Федосеевой. Рязань: РязГУ, 2012. 492 с.
  • Луков Вл. А. Предромантизм. М.: Наука, 2006. 683 с.
  • Паперно И. Самоубийство как культурный институт. М.: Новое литературное обозрение, 1999. 256 с.
  • Петров А. В . Поэты и история: Очерки русской художественной историософии: XVIII век. Магнитогорск: МаГУ, 2010. 268 с.
  • Петров А. В ., Рудакова С. В. Миф о цареубийстве 11 марта 1801 года в стихах С. С. Боброва // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Т. 42. № 1. С. 86-91. DOI: 10.15393/ uchz.art.2020.437
  • Пивкина Е. В . Характер развития жанра баллады в русской поэзии XVIII века // XLVI Огарёвские чтения / Отв. за вып. П. В. Сенин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2018. Ч. 3. С. 119-123.
  • Саркисян Л. С. Об одном «несостоявшемся» жанре русской лирики конца XVIII - начала XIX века (Карамзин и Державин) // Русская литература. 1990. № 4. С. 196-202.
  • Шумахер А. Е. Жанр баллады в творчестве И. И. Дмитриева // Сюжетология и сюжетография. 2013. № 2. С. 124-133.
  • Henderson T. F. The ballad in literature. Cambridge: Cambridge University Press, 1912. 128 p.
  • McDougall A. Death in the ballad. A comparative study of the sources of tragic effect in the English and French popular ballads. California: University of California, 1908. 124 p.
  • Zaitseva T. B., Rudakova S. V., Slobozhankina L. R., Skvortsova M. L., Volko-va V. B., Kolesnikova O. Yu., Savelev K. N. The historiosophical pre-romantic poem "Ermak" by I. I. Dmitriev's as new stage of development of liro-epic genres in Russian poetry // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8. № 11. P. 579-589.
Еще
Статья научная