Авторская интерпретация литературного произведения в кинематографе на материале фильма А. Германа «Трудно быть богом»

Автор: Е.А. Пондякова, А.В. Мартыненко

Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu

Рубрика: Философия и культурология

Статья в выпуске: 1 (45), 2022 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию проблемы авторской интерпретации литературного произведения в кинематографе. В качестве материала для анализа был взят фильм режиссера А. Германа «Трудно быть богом», снятый по одноименной повести А. и Б. Стругацких. В ходе исследования было выявлено, что трудность толкования авторского замысла обусловлена прежде всего образностью выражения мысли, что и предопределяет наличие различных пониманий. Акцент в статье был сделан на творчески-образной интерпретации, которая понимается как «перевод» литературного произведения на языки других видов искусств, в частности кинематографа. Были определены два уровня режиссерской интерпретации. На втором уровне ключевую роль в интерпретации играют личность режиссера, возможности киноязыка и авторский стиль его использования. В ходе сопоставительного анализа особенностей авторского «прочтения» пространства и образа главного героя в фильме А. Германа и повести А. и Б. Стругацких было установлено, что фильм изначально вышел далеко за пределы простой экранизации, став самостоятельным произведением, превосходящим по художественному резонансу литературный оригинал.

Еще

Авторская интерпретация, произведение, литература, кинематограф, киноязык

Короткий адрес: https://readera.org/14123808

IDR: 14123808

Список литературы Авторская интерпретация литературного произведения в кинематографе на материале фильма А. Германа «Трудно быть богом»

  • Аристотель. Об истолковании / Аристотель // Аристотель. Сочинения: в 4 т. — Т. 2. — Москва: Мысль, 1978. — С. 91—116.
  • Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. — Москва: Наука, 1977. — 576 с.
  • Потебня А. А. Эстетика и поэтика / А. А. Потебня. — Москва: Искусство, 1976. — 614 с.
  • Арабов Ю. Н. Кинематограф и теория восприятия: учебное пособие / Ю. Н. Арабов. — Москва: ВГИК, 2003. — 106 с.
  • Маранцман В. Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством / В. Г. Маранцман // Литература в школе. — 1998. — № 8. — С. 91—98.
  • Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие для студентов и преподавателей филол. фактов, учителей-словесников / А. Б. Есин. — Москва: Флинта: Наука, 2010. — 248 с.
  • Темлякова А. С. Цвет и пространство в фильме «Трудно быть богом» (2013; реж. А. Герман-ст.) / А. С. Темлякова // Уральский филологический вестник / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» ; гл. ред. Н. В. Барковская. — Екатеринбург, 2015. — № 5. — (Сер. «Драфт: Молодая наука». Вып. 4). — С. 238—245.
  • Стругацкие А. и Б. Избранное / А. и Б. Стругацкие. — Москва: Моск. рабочий, 1990. — 527 с.
  • Герман А. Не будь мы такими... / А. Герман // Искусство кино. — 1989. — № 6. — С. 26—29.
  • О поэтике Германа. Конспект концепции Михаила Ямпольского // Кино: Культура: Lenta.ru. — URL: https://lenta.ru/articles/2014/02/26/yampolskiy (дата обращения: 12.12.2021).
  • Герман А. Правда — не сходство, а открытие / А. Герман // Искусство кино. — 2001. — № 12. — URL:https://old.kinoart.ru/archive/2001/12/n12-article8 (дата обращения: 12.12.2021).
  • Герман А. Я дилетант по убеждению / А. Герман // Искусство кино. — 1996. — № 8.
  • Безрукова Л. Интервью с А. Германом: Свою историю надо выстрадать / Л. Безрукова // Нева. — 2006. — № 7. — URL: http://magazines.russ.ru/neva/2006/7/be20.html (дата обращения: 12.12.2021).
Еще
Статья научная