Аристотель в полиэйдетической прозе В. Н. Крупина

Автор: Марков Александр Викторович

Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu

Рубрика: Философия и культурология

Статья в выпуске: 1-2 (39-40), 2020 года.

Бесплатный доступ

Проза В. Н. Крупина построена на сложном взаимодействии речевых позиций, примыкающих к различным философским и публицистическим утверждениям, но выступающих не как идеологические, а как эйдетические, создающие норму созерцания ситуации. В результате получается проза, которую мы называем полиэйдетической: перед нами не борьба различных идей, а скорее исследование, какая из форм созерцания окажется правильной и спасительной. Полиэйдетическую прозу можно сопоставить с плановой работой лаборатории или «мозговым штурмом», с тем отличием, что базовые понятия и формулы не пересматриваются и не уточняются в ходе эксперимента, но превращаются из формул интуиции в эйдетику спасительной очевидности. Аристотель является самым цитируемым античным философом в этой прозе, при этом Крупин опирается не на первоисточники, а на изложение А. Ф. Лосева, на церковное устное предание и на образовательный канон. Мысли Аристотеля, которые приводит Крупин, нужны не столько для развития действия (этому служат мысли консервативных русских религиозных философов), сколько как обоснование полиэйдетического подхода. Поэтому Крупин рассматривает Аристотеля прежде всего как более совершенный вариант Платона, исправившего учение Платона об идеях в сторону романной полифонии и стоящего ближе к вероучению Православной Церкви. Именно Аристотель, а не Платон оказывается близок Православию и традициям русского романа и русской деревенской прозы.

Еще

Платон, аристотель, крупин, а. ф. лосев, аристотелизм, деревенская проза, византийская патристика, церковное предание, современный русский роман, полифония, эйдос

Короткий адрес: https://sciup.org/14117500

IDR: 14117500

Список литературы Аристотель в полиэйдетической прозе В. Н. Крупина

  • Асмус В. Ф. Комментарии к диалогу Платона "Государство" / В. Ф. Асмус // Платон. Сочинения. Т. 3, ч. 1. - М.: Мысль, 1971. - С. 526-560.
  • Кабылкова А. А. Почвеннические традиции первой волны русской эмиграции в творчестве В. Н. Крупина / А. А. Кабылкова // Журнал Белорусского государственного университета. Филология. - 2018. - № 1. - С. 40-48.
  • Крупин В. Н. Как только, так сразу: повесть / В. Н. Крупин // Наш современник. - 1992. - № 12. - С. 3-50.
  • Крупин В. Н. Дорогами православной Греции / В. Н. Крупин. - М.: Синтагма, 2010. - 320 с.
  • Крупин В. Н. Событие, вписанное в вечность / В. Н. Крупин // Русь державная. - 2000. - № 9. - С. 4.
  • Крупин В. Н. Эфирное время / В. Н. Крупин. - М.: Вече, 2018. - 384 с.
  • Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении / А. Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1989.
  • Моркина Ю. С. Научное и художественное творчество: идеальные объекты / Ю. С. Моркина // Вопросы философии. - 2019. - № 7. - С. 150-161.
  • Покручина М. Ю. Ментальная репрезентация текстов В. Н. Крупина / М. Ю. Покручина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2017. - Т. 36, № 28(277). - С. 14-23.
  • Юдинцева Е. Л. Молчание в повестях В. Н. Крупина "Ямщицкая повесть" и "Живая вода" / Е. Л. Юдинцева // От текста к контексту. - 2013. - № 1. - С. 106-114.
Еще
Статья научная