Апология жертвоприношения в "Письме Аристея"

Автор: Битнер Кирилл Андреевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: "Письмо аристея"

Статья в выпуске: 1 (100), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье предпринята попытка ответа на вопрос, какую роль в развитии иудейских богословских представлений играл текст § 170 «Письма Аристея», содержащий учение о жертвоприношениях. Данное сочинение представляет собой грекоязычный псевдэпиграф, написанный, по мнению исследователей, в II в. до Р. Х. в Египте неким иудеем, получившим эллинистическое образование. В нем рассказывается об обстоятельствах перевода на греческий язык текста Пятикнижия 72 толковниками при дворе египетского монарха Птолемея II Филадельфа. В статье показывается, что в § 170 «Письма Аристея», который якобы передает учение первосвященника Елеазара, была предпринята, насколько это известно, первая в иудейской истории попытка дать философское обоснование практики жертвоприношения. В научной литературе, посвященной как «Письму Аристея», так и истории древнеиудейского ритуала, этот факт не нашел своего отражения. В статье показывается, что автор «Письма Аристея» принимает постулат о том, что нравственность и состояние души важнее соблюдения обрядов жертвоприношения, который был обоснован в пророческой древнеизраильской литературе, но использует его не для критики, а для апологии института жертвоприношения. По его мнению, институт имеет своей целью преподать этическое наставление всем вовлеченным в ритуальный процесс. Жертва играет роль символа, «знака», посредством которого дается этическое наставление.

Еще

Письмо аристея, псевдэпиграфы, межзаветная литература, эллинистический иудаизм, священное писание, ветхий завет, древнеизраильская религия, жертвоприношения, богословие жертвы, аллегорическая экзегеза

Короткий адрес: https://sciup.org/140290613

IDR: 140290613   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2022_1_150

Список литературы Апология жертвоприношения в "Письме Аристея"

  • Сказание об Атрахасисе (1981) — «Когда боги подобно людям...»: Сказание об Атрахасисе / Пер. В. Афанасьевой // Я открою тебе сокровенное слово: литература Вавилона и Ассирии / Сост. В. К. Афанасьевой, И. М. Дьяконова. М.: Художественная литература, 1981. C. 51-75.
  • Письмо Аристея (1916а) — Письмо Аристея к Филократу / Пер. В.Ф. Иваницкого // Труды Императорской Киевской духовной академии. 1916. Т. 3. Кн. 9/10. С. 1-37.
  • Письмо Аристея (1916б) — Письмо Аристея к Филократу / Пер. В. Ф. Иваницкого // Труды Императорской Киевской духовной академии. 1916. Т. 3. Кн. 11/12. С. 197-225.
  • Aristeas to Philocrates (1951) — Aristeas to Philocrates (Letter of Aristeas) / Ed. and transl. by M. Hadas. Eugene: Wipf & Stock, 1951.
  • Lettre d'Aristée (1962) — Lettre d'Aristée à Philocrate / Introd., texte critique, trad. et notes par A. Pelletier. Paris: Cerf, 1962.
  • Anderson (1992) — Anderson G. A. Sacrifice and Sacrificial Offerings (Old Testament) // Anchor Bible Dictionary / Ed. by D. N. Freedman et al. New York; London: Doubleday, 1992. Vol. 5. P. 870-886.
  • Bickerman (2007) — Bickerman E.J. The Dating of Pseudo-Aristeas // Bickerman E.J. Studies in Jewish and Christian History / Ed. by A. Tropper. Leiden; Boston: Brill, 2007. Vol. 1. P. 108-133.
  • Clines (2011) — Clines D.J.A. Dictionary of Classical Hebrew. Sheffield: Sheffield Phoenix Press, 2011. Vol. 5.
  • Heger (1999) — Heger P. The Three Biblical Altar Laws: Developments in the Sacrificial Cult in Practice and Theology; Political and Economic Background. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 1999.
  • Honigman (2003) — Honigman S. The Septuagint and Homeric Scholarship in Alexandria: A study in the narrative of the Letter of Aristeas. London; New York: Routledge, 2003.
  • Klawans (2019) — Klawans J. Identities Masked: Sagacity, Sophistry and Pseudepigraphy in Aristeas // Journal of Ancient Judaism. 2019. Vol. 10. No. 3. P. 395-415. DOI: https://doi.org/ 10.30965/21967954-01003005.
  • Koch (1986) — Koch K. nihoah // Theologisches Wörterbuch zum Alten Testament / Hrsg. von G. H Botterweck, H. Ringgren, H-J. Fabry. Stuttgart; Berlin: Kolhammer, 1986. Bd. 5. S. 442-445.
  • Matusova (2015) — Matusova E. The Meaning of the Letter of Aristeas: In Light of Biblical Interpretation and Grammatical Tradition, and with Reference to its Historical Context. Göttingen; Bristol: Vandenhoeck & Ruprecht, 2015.
  • Nowicki (2014) — Nowicki S. Menu of the Gods. Mesopotamian Supernatural Powers and Their Nourishment, with Reference to Selected Literary Sources // Archiv Orientalni. 2014. Vol. 82. P. 211-224.
  • Moore (2015) — Moore S. Jewish Ethnic Identity and Relations in Hellenistic Egypt: With Walls of Iron? Leiden; Boston: Brill, 2015.
  • Pardee (2002) — Pardee D. Ritual and Cult at Ugarit / Ed. by T.J. Lewis. Atlanta: Society of Biblical Literature, 2002.
  • Scurlock (2002) — Scurlock J. Animal Sacrifice in Ancient Mesopotamian Religion // A History of the Animal World in the Ancient Near East / Ed. by B.J. Collins. Leiden; Boston; Köln: Brill, 2002. P. 389-403.
  • Scurlock (2006) — Scurlock J. The Techniques of the Sacrifice of Animals in Ancient Israel and Ancient Mesopotamia: New Insights through Comparison, Part 1 // Andrews University Seminary Studies. 2006. Vol. 44. No. 1. P. 13-49.
  • Watts (2007) — Watts J.W. Ritual and Rhetoric in Leviticus: From Sacrifice to Scripture. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2007.
  • Wenham (1995) — Wenham G.E. The Theology of Old Testament Sacrifice // Sacrifice in the Bible / Ed. by R.T. Beckwith & M.J. Selman. Eugene: Wipf & Stock Publ., 1995. P. 75-87.
  • Wright III (2015) — Wright B.G. The Letter of Aristeas: 'Aristeas to Philocrates' or 'On the Translation of the Law of the Jews'. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2015.
Еще
Статья научная