Апофатика в трудах святителя Григория Богослова

Автор: Филин Дмитрий Анатольевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 5 (94), 2020 года.

Бесплатный доступ

Святитель Григорий Назианзин - крупнейшая фигура в истории христианского богословия. В статье анализируется содержание его апофатического богословия. Автор делает это путем сравнения творчества свт. Григория с творчеством отца отрицательного богословия Дионисия Ареопагита. Риторико-полемический контекст рассуждений свт. Григория определяет простоту и ясность его языка. В противоположность Евномию он считает, что даже всякая относительная истина в этой временной жизни недомыслима и темна. Еще с большим основанием это относится к абсолютной истине. По свт. Григорию Назианзину, Бог не есть тело. В частности, Он не является аристотелевским пятым телом и никаким иным (ангельским) телом. Господь беспределен и непостижим. Он является неизменяемым, бессмертным, непрерывным и неприступным Светом. Бог по существу не может быть именуемым. Именуемы только Его энергии. У свт. Григория Богослова впервые в истории православия мы видим одновременную разработку трех его существеннейших моментов: во-первых, апофатического богословия; во-вторых, упорядоченного учения об именах Божиих; в-третьих, христианского гимнословия. Динисий Ареопагит сливает эти три момента воедино. В этом контексте творчество свт. Григория Богослова можно считать самым ярким феноменом, предшествующим апофатическому учению Ареопагита.

Еще

Бог, апофатика, свт. григорий богослов, дионисий ареопагит, сущность, энергия, имя, ум, тело, гимнословие

Короткий адрес: https://readera.org/140250816

IDR: 140250816   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2020_5_37

Список литературы Апофатика в трудах святителя Григория Богослова

  • Григорий Богослов, свт. Собрание творений: в 2 т. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. Т. 1. 832 с.; Т. 2; 688 с.
  • Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника. СПб.: Алетейя, 2003. 864 с.
  • Климент Александрийский. Строматы. Т. 2 (Книги 4-5) / Издание подготовил Е. В. Афонасин. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. 336 с.
  • Ориген. О началах. Самара: Самарский Дом печати, 1993. 318 с.
  • Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. Т. 3. 654 с.
  • Плотин. Эннеады: в 2 т. Киев: Уцимм-пресс, 1995. Т. 1. 392 с.
  • Сократ Схоластик. Церковная история. М.: Российская политическая энциклопедия, 1996. 368 с.
  • Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977. 320 с.
  • Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 415 с.
  • Виноградов Н., свящ. Догматическое учение святого Григория Богослова. Казань: Типография Императорского Университета, 1887. 508 с.
  • Говоров А. В. Св. Григорий Богослов как христианский поэт. Казань: Типография Императорского Университета, 1886. 319 с.
  • Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви: введение в историю и проблематику имяславских споров: в 2 т. СПб.: Алетейя, 2002. Т. 1. 653 с.
  • Иларион (Алфеев), митр. Жизнь и учение святителя Григория Богослова. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви; Вече, 2013. 576 с.
  • Лосев А. Ф. Миф-Число-Сущность / Сост. А. А. Тахо-Годи; общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1994. 919 с.
  • Лосский В. Н. Боговидение / Пер. В. А. Рещиковой. М.: АСТ, 2006. 759 с.
  • Флоровский Г. В. Восточные Отцы Церкви. М.: АСТ, 2003. 638 с.
Еще
Статья научная