Антропология религиозного конфликта на постсоветском городском пространстве в условиях трансформации общества (на примере исламского фактора в Дагестане)

Автор: Халидова Ольга Борисовна

Журнал: Историческая и социально-образовательная мысль @hist-edu

Рубрика: Отечественная история

Статья в выпуске: 4-5 т.12, 2020 года.

Бесплатный доступ

В зависимости от конкретной исторической и социально-политической ситуации в обществе религиозный фактор может играть любую роль. В периоды социальных кризисов он становится одной из наиболее влиятельных сил, используемых различными социальными и политическими группами в собственных интересах. В умелых руках, как отдельных людей, так и государственных деятелей, религия имеет способность влиять на внутреннюю политическую ситуацию и мобилизацию общества. Особенно отчетливо это проявилось в транзитный период истории нашей страны, когда вызревавшие в течение длительного времени исторические предпосылки реформ определили сущность не только социально-экономического, политического, но и духовного развития СССР во второй половине 1980-х - начале 1990-х годов. В этот период развитию духовного поля российского общества был присущ рост интереса к исламу, особенно в национальных республиках восточной части Северного Кавказа. Здесь сложились все предпосылки для процесса реисламизации. В данном контексте в качестве локального примера может служить Республика Дагестан, развитие которой в постсоветский период российской истории было обусловлено непростой, а порой довольно сложной общественно-политической ситуацией, тесно переплетающейся с исламским фактором во главе с религиозными лидерами, создавшими конфликтную ситуацию. Сконцентрировав внимание на роли личности в формировании и развитии социальных и религиозных процессов, в предлагаемой статье авторы на конкретных исторических примерах предпринимают попытку рассмотреть противостояние между обществом и государством в борьбе за доминанту религиозной идеи на фоне сложившихся социально-экономических и общественно-политических факторов в условиях повышенного национального самосознания в дагестанском обществе.

Еще

Религия, ислам, религиозный конфликт, антропология, дагестан

Короткий адрес: https://sciup.org/149125134

IDR: 149125134   |   DOI: 10.17748/2075-9908-2020-12-4-5-79-89

Список литературы Антропология религиозного конфликта на постсоветском городском пространстве в условиях трансформации общества (на примере исламского фактора в Дагестане)

  • Филатов С.Б. Религия и конфликт / Под ред. А.В. Малашенко и С.Б. Филатова; Моск. Центр Карнеги. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - 289 с.
  • Зеленков М.Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект). - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. - 244 с.
  • Руткевич Е.Д. Религия в глобальном пространстве: фактор разъединения или объединения? Конфликт интерпретаций // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость. - М.: Российское общество социологов, 2016. - С. 4901-4909.
  • Berger P. Religious Pluralism for a Pluralist Age / Culture & Society, April 25, 2005 // URL: http://www.project-syndicate.org/commentary/religious-pluralism-for-a-pluralist-age (дата обращения: 14.02.2018).
  • Халилова А.С., Лебедев В.С. Исламский фактор в политических конфликтах на Северном Кавказе: Дагестан и Чечня в 1991-1999 гг. // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 12. - С. 243-246.
  • Степанов Е.И. Конфликты в современной России: проблема анализа и регулирования. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 344 с.
  • Гараджа В.И. Социология религии. - М.: Институт Открытое Общество, 1995.
  • - 223 с.
  • Одинцов М.И. Вероисповедные реформы в Советском Союзе и в России. 1985-1997 гг. - М.: Российское объединение исследователей религии, 2010.
  • - 444 с.
  • Филатов С.Б. Возрождение веры в постсоветской России // Газета «Мирт». -2011. - № 5(42) // URL: http://gazeta.mirt.ru/stat-i/obschestvo/post-891/.
  • Араловец Н.А. Городская семья в России во второй половине ХХ в. - М.: Институт российской истории РАН, 2015. - 360 с.
  • Халидова О.Б., Данилюк М.Ю. «Евангелизация народов Дагестана» сквозь призму социально-экономического и общественно-политического положения Республики Дагестан (1990-1999 гг.) // Вестник Томского государственного университета. - 2018. - № 437. - С. 155-160.
  • Мирзабеков М.Я. Историческая география Дагестана (60-е годы XIX в. - 30-е годы ХХ в.). - Махачкала: Парнас, 2012. - 394 c.
  • Абдулагатов З.М. Современная религиозная ситуация в Дагестане (процессы мусульманского возрождения) // Этнографическое обозрение. - 2002. -№ 6. - С. 68-71.
  • Центральный государственный архив Республики Дагестан. Ф.р-1586. Оп.1. Д.9. Л.11.
  • Малашенко А. (Ислам «легализованный» и возрожденный // В кн.: «Двадцать лет религиозной свободы в России» / Под общ. ред.
  • А. Малашенко и С. Филатова. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОСППЭН), 2009. - С. 242-261.
  • Макаров Д. Радикальный исламизм в российских регионах: общее и особенное (на примере Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и Татарстана) // Мат-лы Всерос. конф. «Ислам в советском и постсоветском пространстве: формы выживания и бытования», Казань, май 2003 г. / Сост. и ред. Р.М. Мухаметшин. - Казань: Институт истории АН РТ, 2004. - С. 47-66.
  • Буттаева А. Ислам в поликонфессиональном пространстве современного Дагестана / / Центральная Азия и Кавказ. - 2012. - Вып. 1. Т. 15. - С. 79-89.
  • Халидова О.Б., Сефербеков Р.И. Процессы реисламизации в постсоветском Дагестане: проблемы и особенности (первая половина 1990-х гг.) // Вестник Кемеров. гос. ун-та. - 2018. - № 3 (75). - С. 64-69.
  • Кисриев Э.Ф. Ислам и социальные конфликты на Северном Кавказе. Религия и конфликт. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОСППЭН), 2007. - 289 с.
  • Государственный архив Российской Федерации. Ф.А-661. Оп.1. Д.12. Л.7-10.
  • Шахбанова М.М. Этническая, религиозная и государственно-гражданская идентичности дагестанских народов в условиях трансформации российского общества. - Махачкала: АЛЕФ, 2016. - 385 c.
Еще
Статья научная