Античное наследие в религиозной полемике xvi-xvii вв. (на примере «Апокризиса» христофора филалета)

Автор: Самойлова М.П.

Журнал: Juvenis scientia @jscientia

Рубрика: Исторические науки и археология

Статья в выпуске: 4, 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуются исторические условия рубежа XVI-XVII вв. в период подготовки и осуществления Брестской унии, и их влияние на религиозную полемику католиков и православных. Автор указывает на то, что религиозная полемика была осложнена социально-политической проблематикой и борьбой католической и православной церквей за влияние в западнорусских землях, поэтому главной темой полемики была тема истинности веры. Ярким примером полемического трактата этой эпохи стал анализируемый в статье трактат Христофора Филалета. Автор утверждает, что трактат интересен не только как пример полемического произведения, но и как логическое сочинение, где видны изменения в методах аргументации у православных авторов и использование методов Аристотеля, не характерных ранее для православных авторов. Анализ трактата приводит автора к выводу об использовании Филалетом индуктивного метода, новизна сущности этого метода проявляется, во-первых, в отказе от абсолютности истины Священного писания и, во-вторых, в безоговорочном признании рациональной логики как единственного и незаменимого способа доказательства.

Еще

Религиозная полемика, аристотель, христофор филалет, античное наследие, индуктивный метод, рационализм

Короткий адрес: https://readera.ru/14110264

IDR: 14110264

Список литературы Античное наследие в религиозной полемике xvi-xvii вв. (на примере «Апокризиса» христофора филалета)

  • Аристотель. Сочинения в 4-х томах,-Т.1.-М.: Мысль, 1976. С. 310.
  • Замалеев А.Ф., Зоц В.А. Богословы ищут бога: Философскоатеистические очерки по истории христианской теологии. -Киев: Молодь, 1980. С. 64.
  • Замалеев А.Ф., Зоц В.А. Отечественные мыслители позднего Средневековья, конец XIV -первая треть XVII в. Киев: Лыбидь, 1990. С.124.
  • Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII вв. М.: Наука, 1990. С. 44.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь, Т.2, М.: Возрождение, 1992. Стб. 2308.
  • Потей И. Антирризис//Русская историческая библиотека, Т. XIX.-СПб. 1903. Стб. 477-982.
  • Самойлова М.П. Античное наследие в полемике православных и католиков начала XVII в. на примере трактата Захарии Копыстенского «Палинодия, или книга обороны кафолической»//Образ России в русской религиозной мысли. XXV Рождественские православно-философские чтения. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. -Нижний Новгород, 2016.
  • Самойлова М.П. Трактат П. Скарги как отражение позиций католической церкви в полемике с православием//Вестник Нижегородской правовой академии. Издательство: Частное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская правовая академия», Нижний Новгород, 2015. С.86.
  • Смотрицкий М.Г. Апология моему странствованию на Восток//Кирилло-Мефодиевский сборник. Вып.1. Лейпциг, Париж: Тип. Вера и Германна, 1893. С.21-23, 53-55.
  • Скабланович Н.А. Об Апокрисисе Христофора Филалета. СПб: Тип. К.В. Трубникова, 1873. С.3-4.
  • Василий (Суражский В.) О единой истинной православной вере//Русская историческая библиотека. VII. СПб, 1882. Стб. 601-938.
  • Титов Ф. Урок с Запада (Библиографическая заметка)//Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1902. Март. С.4.
  • Христофор Филалет. Апокрисис//Русская историческая библиотека. Т.VII. СПб. 1882. Стб. 1003-1820.
Еще
Статья научная