Английский модернистский рассказ сегодня: содержание понятия и проблемы изучения

Автор: Туляков Дмитрий Сергеевич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 1 (56), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье представлен критический разбор понятия «модернистский рассказ», проанализированы современные тенденции в его изучении и продемонстрированы исследовательские возможности, которые открывает его расширенная трактовка. Классическое понимание английского модернистского рассказа сформировалось под влиянием короткой прозы таких авторов, как В. Вулф, К. Мэнсфилд и Дж. Джойс, и к последним десятилетиям XX в. оно оформилось в импрессионистическую концепцию жанра. Согласно данной концепции предметом изображения в модернистском рассказе является раздробленное и субъективное восприятие мира человеком, которое определяет такие ключевые черты жанра, как незначительность фабулы, повышенное внимание автора к форме выражения, использование новаторских повествовательных техник и сосредоточенность на работе сознания. В первые десятилетия XXI в. импрессионистическое понимание модернистского рассказа и перенос его характеристик на современный рассказ в целом были подвергнуты критике. Одна из ведущих тенденций новейших исследований состоит в отказе от сведения сущности модернистского рассказа к подчеркнуто новаторским в формальном отношении текстам узкого круга канонических авторов и включении в поле зрения тех рассказов, в которых рефлексия о субъективности и сознании человека в условиях исторического перелома принимает менее радикальные формы. Краткий анализ особенностей поэтики наследующих повествовательной традиции рассказов М. Синклер позволяет показать продуктивность расширенного понимания модернистского рассказа.

Еще

Рассказ, модернизм, английская литература, мэй синклер

Короткий адрес: https://sciup.org/149136571

IDR: 149136571   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2021-00005

Список литературы Английский модернистский рассказ сегодня: содержание понятия и проблемы изучения

  • Вулф В. Чеховские вопросы / пер. Н.И. Рейнгольд // Обыкновенный читатель. М.: Наука, 2012. С. 404-407.
  • Моэм УС. Искусство рассказа / пер. И. Бернштейн // Моэм УС. Искусство слова. О себе и других. М.: Художественная литература, 1989. С. 244-282.
  • По Э. Новеллистика Натаниела Готорна / пер. З.Е. Александровой // Эстетика американского романтизма. М.: Искусство, 1977. С. 110-113.
  • Туляков Д.С. Английский модернизм за пределами канона: повествовательная традиция и новаторство в «Рассказах Симпсона» М. Синклер // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2021. № 70. (В печати).
  • ТюпаВ.И. Дискурс / Жанр. М.: Intrada, 2013.
  • Честертон Г.К. Чарльз Диккенс / пер. Н. Трауберг. М.: Радуга, 1982.
  • Baldick Ch. The Modern Movement. Oxford: Oxford University Press, 2004.
  • Baldwin D. Art and Commerce in the British Short Story, 1880-1950. London: Pickering & Chatto, 2013.
  • Basseler M. Theories and Typologies of the Short Story // A History of the American Short Story. Genres - Periods - Developments. Trier: WVT Wissenschaftlicher Verlag Trier, 2011. P. 41-64.
  • Brosch R. The Secret Self: Reading Minds in the Modernist Short Story: Virginia Woolf's "The Lady in the Looking Glass" // Yearbook of Research in English and American Literature. 2008. Vol. 24. P. 195-214.
  • Chan W. The Economy of the Short Story in British Periodicals of the 1890s. New York; London: Routledge, 2007.
  • Drewery C. The Modernist Short Story: Fractured Perspectives // The Cambridge History of the English Short Story. Cambridge: Cambridge University Press, 2016. P. 135-151.
  • Eggermont S., D'Hoker E. The Short Fiction of New Woman Writers in AvantGarde, Mainstream, and Popular Periodicals of the Fin de Siècle // Middlebrow and Gender, 1890-1945. Leiden: Brill Rodopi, 2016. P. 19-38.
  • Einhaus A.-M. Introduction // The Cambridge Companion to the English Short Story. Cambridge: Cambridge University Press, 2016. P. 1-12.
  • Ferguson S. Defining the Short Story: Impressionism and Form // The New Short Story Theories. Ohio: Ohio University Press, 1994. P. 218-230.
  • G^siorek A. A History of Modernist Literature. Chichester: Wiley Blackwell, 2015.
  • Gillies E., Mahood A. Modernist Literature. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2007.
  • Hansen C. Short Stories and Short Fictions, 1880-1980. Basingstoke: Macmillan, 1985.
  • Head D. The Modernist Short Story: A Study in Theory and Practice. Cambridge: Cambridge University Press, 1992.
  • Hunter A. The Cambridge Introduction to the Short Story in English. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.
  • Hunter A. The Rise of Short Fiction // Late Victorian into Modern. Oxford: Oxford University Press, 2016. P. 204-217.
  • Jaillant L. Cheap Modernism. Expanding Markets, Publishers' Series and the Avant-Garde. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2017.
  • Leech G. Style in Interior Monologue: Virginia Woolf's "The Mark on the Wall" // Leech G. Language in Literature. New York; London: Routlege Taylor & Francis Group, 2013. P. 136-161.
  • Liggins E., Maudner A., Robbins R. The British Short Story. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2011.
  • Marshik C., Pease A. Modernism, Sex, and Gender. London: Bloomsbury Academic Press, 2019.
  • May Ch. The Short Story: The Reality of Artifice. New York: Twayne, 1995.
  • Rainey L. Institutions of Modernism: Literary Elites and Public Culture. Yale: Yale University Press, 1998.
  • Shaw V The Short Story: A Critical Introduction. London: Longman, 1983.
  • Shiach M. Modernism, Labour and Selfhood in British Literature and Culture, 1890-1930. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
  • The Cambridge Companion to the English Short Story. Cambridge: Cambridge University Press, 2016.
  • The Cambridge History of the English Short Story. Cambridge: Cambridge University Press, 2016.
  • The Edinburgh Companion to the Short Story in English. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2019.
  • Toolan M. Narrative Progression in the Short Story: A Corpus Stylistic Approach. Amsterdam: John Benjamins, 2009.
Еще
Статья научная