Актуализация традиционных художественных практик в современном искусстве Мордовии (на примере создания хореографических сюит)

Автор: Кондратенко Юрий Алексеевич, Антипкина Елена Николаевна

Журнал: Финно-угорский мир @csfu-mrsu

Рубрика: Культурология

Статья в выпуске: 3 т.12, 2020 года.

Бесплатный доступ

Введение. Среди процессов, которые наблюдаются в современных художественных практиках Мордовии, особо обращает на себя внимание стремление в рамках неотрадиционных форм современного искусства по-новому осмыслить народное творчество, актуализировать традиционные пласты культуры. Примером таких форм служит одно из направлений современной хореографии - фолк-танец. Целью статьи является рассмотрение опыта создания в современном танце Мордовии хореографических сюит, в основе которых лежит традиционный фольклор. Это позволит изучить приемы цитирования традиционных форм народного творчества в современном искусстве и способы их актуализации. Материалы и методы. В качестве основного материала для изучения проблемы в данном исследовании были проанализированы спектакли хореографов Мордовии, которые работают в рамках современного танца: хореографические сюиты «Девушка-березка» и «Восемь мордовских песен». В результате применения системного анализа источников по данной теме, а также сравнительного анализа композиционных структур этих хореографических сюит, особенностей построения их хореографического текста и работы с музыкальным материалом удалось сформулировать ответы на поставленные исследовательские задачи. Результаты исследования и их обсуждение. Актуализация традиционных художественных практик в современном искусстве - путь эксперимента и постоянного поиска новых способов выражения. На примере одного из неотрадиционалистских направлений современного искусства - фолк-танца - мы можем наблюдать, как традиционные ценности переосмысливаются и приобретают актуальность сейчас, тем самым прошлое становится частью современного жизненного уклада. В данном контексте особый интерес представляет анализ поисков нового способа выражения в рамках сюитной формы. В результате анализа композиционных форм современных хореографических спектаклей Мордовии выявлены две тенденции развития хореографической сюиты: движение по пути создания на основе классической сюитной структуры постановки с неклассическим содержанием; обращение к традиционным композиционным формам народного искусства и наполнение их актуальным содержанием. Заключение. Неотрадиционное направление в искусстве основывается на идее о том, что традиция - это не только прошлое народа, но и то, что существует здесь и сейчас, наше актуальное настоящее. С появлением фолк-направления в современной хореографии поиски такого актуального настоящего стали уникальной чертой современного танца Мордовии. В рамках данной статьи были отмечены некоторые способы развития фолк-направления, связанные с экспериментами с формой хореографической сюиты, и обозначены основные тенденции поисков в области развития танцевальной формы.

Еще

Неотрадиционализм, современный танец, сюитная форма, песенно-танцевальная форма, хореографическая сюита, хороводная форма, фолк-направление в современной хореографии

Короткий адрес: https://sciup.org/147217986

IDR: 147217986   |   DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.03.314-324

Список литературы Актуализация традиционных художественных практик в современном искусстве Мордовии (на примере создания хореографических сюит)

  • Антипкина Е. Н. Этническое своеобразие художественной культуры // Регионоло-гия. 2012. № 2 (79). С. 176-178.
  • Бояркин Н. И. Мордовское народное музыкальное искусство. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983. 184 с.
  • Бояркин Н. И. Становление мордовской профессиональной музыки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. 160 с.
  • Булычева Н. Е. Фольклор и фольклоризм периода формирования профессиональных традиций (на материале мордовской музыки). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. 240 с.
  • Бурнаев А. Г. Культура этноса, воплощенная в танце. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. 52 с.
  • Бурнаев А. Г. Культурная модель мордовского танца. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. 204 с.
  • Галкина И. А. Инструментальная музыка композиторов Мордовии: проблема полиэтничности. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2008. 40 с.
  • Кондратенко Ю. А. Язык сценического танца: видовая специфика и морфология: моногр. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. 136 с.
  • Кондратенко Ю. А., Логинова М. В. Неотрадиционализм в современном искусстве Мордовии: поиски новой танцевальной формы // Финно-угорский мир. 2016. № 3 (28). С. 93-101.
  • Кондратенко Ю. А., Логинова М. В. Новые тенденции развития современной хореографии в Мордовии // Финно-угорский мир. 2012. № 1/2. С. 50-53.
  • Сураев-Королев Г. И. Многоголосие и ладовое строение мордовской народной песни. Мордовская многоголосная пентатоника. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. 36 с.
Еще
Статья научная