Агионим Айше-Фатима в традициях тюркских народов

Автор: Хазиева Гузалия Саифулловна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Языкознание

Статья в выпуске: 7 т.42, 2020 года.

Бесплатный доступ

Представлен один из известных персонажей мусульманского мира в общетюркской мифологии -Айше-Фатима. Несмотря на общемусульманское происхождение персонажа, татары почитают ее как свою местную святую. Она считается покровительницей женщин, больных. В статье исследуется агионим Айше-Фатима в татарских традициях, а также выявляются параллели его использования в других тюркских языках. На основе изучения фольклорно-этнографических материалов выделены несколько локальных вариантов агионима Айше-Фатима: Гайшэ-Фатима кулы (досл. ‘рука Гайши-Фатимы’), Гайшэ-Фатима име (досл. ‘лечебное средство Гайши-Фатимы’), Гайшэ-Фатима теле, заговор Гайши-Фатимы (досл. ‘язык Гайши-Фатимы’), Айшэ-Батман сулышы (досл. ‘вздох Гайши-Фатимы’). В татарскую культуру данные персонажи и их локальные варианты пришли с исламом. Айше - имя жены пророка Мухаммеда, а Фатима - имя его дочери. Этнолингвистическая реконструкция языковых фактов производится на основе изучения текстов заговорной традиции. Анализ текстов позволил установить важнейший символ - это рука Айше-Фатимы, которой приписываются магические, целебные свойства. В статье выделены и проанализированы локативные и темпоральные характеристики агионима Айше-Фатима. Установлены две линии бытования: с одной стороны, агионим Айше-Фатима живет в языке как прецедентное имя; с другой стороны, в изученных нами текстах агионим имеет специфические черты в локальных вариантах культуры татар внутри их этнокультурного пространства. Выявлены параллели агионима Айше-Фатима в других тюркских языках.

Еще

Локальные культурные традиции, тюркские параллели, этнолингвистическая реконструкция, агионим, айше-фатима

Короткий адрес: https://sciup.org/147226620

IDR: 147226620   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2020.535

Список литературы Агионим Айше-Фатима в традициях тюркских народов

  • Ахметзянов М. И. Тексты татарских языковых заклинаний // Формирование татарского литературного языка. Казань. 1989. С. 51-61.
  • Бакиров М. Татарский фольклор. Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2018. 408 с.
  • Давлетшин Г. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа. Казань: Татар. кн. изд-во, 2004. 431 с.
  • Исхаков Р. Р. Народные способы лечения и гадания у татар-кряшен Волго-Уральского региона (вторая половина XIX - начало ХХ в.). Семантика мифологических образов и магическая практика // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 12-2 (62). С. 101-104.
  • Мухаметзянова Л. Х. Татарский эпос "Идегей": Эхо сквозь столетия // Золотоордынское обозрение. 2018. Т. 6. № 3. С. 537-550.
  • Селезнев А. Г., Селезнева И. А., Белич И. В. Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального. М.: Изд. дом Марджани, 2009. 211 с.
  • Хисамитдинова Ф. Г. Мифологическая лексика башкирского языка (в этнолингвистическом освещении). Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2016. 400 с.
  • Насыйри К. Сайланма әсәрләр. Ырымнар һәм им-томнар. Т. 2. Казан: Татар. кит. нәшр., 1975. 318 б.
  • Qarayeva A. V. Azerbaycan Dilinde Dini ve Mifoloji leksika. Filologiya üzra fәlәкә doktoru elmi dәrәcәsi almaq ücün tәqdim edilmi§ dissertasiyanin aftoreferati. Baku, 2017. 32 s.
Еще
Статья научная